Ответ в теме: Терапевтические занятия по Монтессори и Монтессори — педагог

Главная Форумы Синдром Вильямса — будем знакомы Терапевтические занятия по Монтессори и Монтессори — педагог Ответ в теме: Терапевтические занятия по Монтессори и Монтессори — педагог

#4988
nata_katze
Участник

Терапевтические занятия по Монтессори и Монтессори — педагогика

Лоре Андерлик

Педагогика Монтессори хорошо известна благодаря Домам детей и школам, развивающих и обучающих детей по принципам Монтессори. Принцип педагогики Монтессори :»помоги мне сделать самому!» действителен для всех детей, с нарушениями в развитии или без них.

Принцип действителен для всех: для маленького ребенка в возрасте один год, который кладет мяч в отверстие и наблюдает за ним, для ребенка, посещающего детский сад и познающего мир в занятих практической жизни или познающего десятичную систему исчисления путем хватания и трогания предметов, и для ребенка-школьника, упражняющегося в осмысленном чтении или вырабатывающего для себя систему чисел, для подростков и взрослых, которые чем-то интересуются и хотят охватить ту или иную область знаний.

Менее известны занятия по методике Монтессори, так называемая Монтессори-терапия, построенная на принципах педагогики Марии Монтессори. Монтессори-терапия успешно применяется для детей или подростков, чей биологический возраст не совпадает с возрастом в их развитии, у которых имеются особенные сильные и слабые стороны.

Основные постулаты педагогики Монтессори и Монтессори-терапии

Педагогика Монтессори держится на трех «китах»:

1. поведение педагога,

2. «подготовленная среда»,

3. Монтессори-материал.

Монтессори-терапия включает в себя четвертого «кита»: интенсивное сотрудничество со всеми, кто заботится о человеке с особенными потребностями.

Поведение Монтессори-педагога отличается от поведения воспитателя или учителя в привычном смысле. В то время, как учитель или воспитатель выступает в роли «руководящего лица», от которого ожидаются инструкции, и следит за тем, чтобы эти инструкции как можно скорее выполнялись, педагог в системе Монтессори является «служителем» ребенка, который определяет его потребности и приклыдывает усилия разбудить в нем интерес и любознание путем подготовки обучающей среды.

Мария Монтессори сознательно выбрала для учителя понятие «слуга, служитель» : настоящий слуга держится на заднем плане и внимательно наблюдает, когда и где он будет востребован, когда и где он стал бы мешать. Слуга готов помочь и поддержать, если это необходимо, он надежен и приветлив, но никогда не навязчив, не мешает и не определяет действия ребенка.

Что может принести терапия по Монтессори для детей и подростков с синдромом Вильямса-Бойрена?

Наиболее часто встречающиеся проблемы у детей и подростков с СВБ (синдром Вильямса-Бойрена) – это проблема концентрации внимания и гиперактивность. Совершенно очевидно, что обе проблемы лучше всего «оседлать», если задание и предметы для выполнения задания представляют интерес, будят любопытство и соблазняют к «действию», ко всему еще и могут быть выбраны по собственному желанию. При проведении терапевтического занятия нужны правила, которые должны соблюдаться всеми детьми и не будет исключений из правил:

1. каждое упражнение доводится до конца,

2. весь материал должен быть убран на свои места по окончании задания,

3. никто не должен мешать друг другу.

Эти правила должны быть соблюдены всеми, даже если ребенку с нарушениями в поведении, возможно гиперактивностью, придерживаться их тяжело. В начале ребенок будет нуждаться в большей помощи, более ясных и понятных структурах, большей последовательности в действиях терапевта. Последний будет обязан проводить занятие так, чтобы оно было выполнимо для ребенка. Он должен не допустить отхождение от темы занятия и обеспечить успех.

Каждый ребенок, каждый подросток и даже каждый взрослый испытывает гордость, или возможно даже чувство счастья, выполняя задание, которое ему было по силам и не превысило его возможностей. Сложность задания должна находится на верхней границе актуальных навыков и умений ребенка. Таким образом, растет концентрация внимания и выдержка, настоящие интересы, чувство собственной значимости и достоинства, а также осознание собственной личности.

Мария Монтессори дает терапевту ясные указания, каким образом нужно предлагать материал ребенку, как нужно с ним разговаривать, какие последствия могут быть предприняты. Все Монтессори-педагоги придерживаются этих правил. Взрослым инвалидам терапия по Монтессори помогает приобрести более упорядоченное и устойчивое поведение, которое понятно другим. Терапия помогает детям лучше ориентироваться в своем окружении и находить для себя безопасность и границы ситуации, а также своё место в ней.

Монтессори-педагоги (по возможности) не мешают. Они показывают путь или возможности на примере какой-либо демонстрации, уважают все попытки ребенка, найти путь, пока его действия «придерживаются» материала. Данное выражение часто не правильно понимают: «придерживаться» материала означает, что каждый предмет должен быть использован по своему назначению. Например, из стеклянного сосуда можно выливать (предназначение сосуда) или через него можно посмотреть и увидеть искаженное изображение, в зависимости от того, сосуд пустой или полный жидкостью (свойства стекла).

Стеклянным сосудом нельзя стучать по другим предметам, чтобы «послушать разные звуки». Сосуд из стекла разобьется. Тут важнее следующее наблюдение: ребенок находит удовольствие в своих движениях и им самим воспроизводимым грохотом (звуках). Он наверняка должен испробовать себя в занятии на тему, где бы он имел возможность улучшить свои движения и слух.

Монтессори-педагог предложил бы ребенку звучащее дерево или барабан и палочки. Монтессори-терапевт обратила бы ещё внимание на то, чтобы предлагаемые звуки были разными: напр. высокие и низкие тона различного дерева, или громкие и тихие звуки, производимые по барабану палочками из фетра или дерева. Терапевт должен обратить внимание ребенка на эти звуки, назвать их и ,используя радость ребенка в воспроизведении звуков, научить его слышать их, а используя язык, помочь найти новым понятиям место в системе детского языка.

То, что Монтессори-педагог не мешает ребенку совсем не означает либеральный, свободный стиль общения с ним – правила должны быть соблюдены, в данном случае: грохот будет мешать другим. Свобода каждого, в том числе и ребенка с СВБ, заканчивается тогда, когда бывает затронута свобода другого ребенка или другого взрослого. Несмотря на то, свободы должно быть дано столько, сколько только возможно.

Педагогика Монтессори предлагает свободу выбора:

материала – он лежит на открытых полках и приглашает детей брать его, заниматься,

времени – когда и как долго ребенок хотел бы с чем-то работать/играть,

места – различные столы и стулья стоят в распоряжении детей, коврики, которые можно положить везде – кроме мест, где бы они мешали!,

решение работать одному или с кем-то вместе,

решение принять помощь и от кого, или проделывать работу одному,

начать работу сегодня или наблюдать за работой других.

Такая палитра возможного выбора предполагает способность принимать решения – чему ребёнок зачастую тоже должен научиться.

Решиться на что-то (осознанно!) есть огромная духовная деятельность, которую нужно прививать ребенку уже в раннем возрасте и спрашивать с него выполнять ее.

Все родители хотят для своих детей лучшее, и несмотря на это, действуют помимо воли ребёнка, не задумываясь и не замечая при том, что обращаются с ребёнком как с вещью, которая не имеет воли и чувств.

Вот пара отрицательных, но повседневных примеров из моей частной практики:

Матери жарко, она без слов снимает ребёнку свитер и не замечает, что своим действием она вырывает кубик из руки ребёнка, который он только что с усилиями взял в руку.

Ребенок простужен, из носа течёт, но он пытается сконцентрироваться на упражнении. Однако отец, шумя ищет платок (что само по себе мешает концентрации ребенка), и без слов вытерает нос ребёнка.

И то, и другое, быть одетым по температуре среды и держать нос чистым, необходимо и важно – это может служить первым шагом к принятию ответственности за самого себя и формированию самосознания: мать ждёт, пока интерес к кубику уменьшится. Затем спрашивает ребёнка: «мне так жарко – наверное и тебе тоже жарко – я сниму с тебя свитер и ты можешь продолжить играть».

Что это означает для ребенка?

мать уважает его «работу», его интерес и ждёт. Она способствует таким образом формированию у ребенка способности концентрироваться на чём-либо,

затем она не ставит вопроса, а устанавливает факт, задает одно чёткое направление,

к ребёнку обращаются, он узнаёт: важно слушать и слышать, у него вырабатыватся навык социального контакта с матерью,

мать, называя понятия «жарко» и «снять свитер», устанавливает связь между ними, вырабатывая тем самым понимание речи, логической последовательности,

возможно она называет слово «свитер» несколько раз, снимая его, чтобы ребенок мог запомнить его, возможно в скором времени употребить в речи

(даже если ребенок на данный момент ещё не умеет говорить!),

после того, как свитер был снят, мать не осознанно напомнит ребенку о только что происшедшем, возьмёт кубик в руки, покажет его ребёнку или положит его ему в руку. Возможно она воспользуется случаем и назовёт этот предмет, расширяя речь ребёнка,

она даст ему возможность повторить всё (основная предпосылка к обучению)

Причину поведения отца я не могу точно назвать. Возможно, что он действует так из уважения перед терапевтом, — может быть это сила привычки. Платки должны, особенно при простудах, быть в карманах штанов ребенка. Но и отца я бы попросила подождать, пока ребёнок закончит упражнение. Затем он мог бы обратиться к ребёнку: «из носа течёт – ты замечаешь?» Пр необходимости можно продолжить указания :»Возьми платок из твоего кармана – разложи его – можно, я тебе помогу?»

Что это означает для ребенка?

ребёнок видит в отце партнера, который с ним разговаривает,

он улучшает свои ощущения в потребностях своего организма. Достаточно посмотреться в зеркало и убедиться в том, что чувствуешь.

ребёнок может познать предмет и его предназначение: носовой платок,

ребёнку прививается порядок, придеживаясь которого он сможет действовать в дальнейшем независимо ни от кого,

его словарный запас расширяется и «познается»,

ребёнок получает похвалу и признание того, что у него получилось, или

он узнаёт, как помочь себе самому,

он он узнаёт, что действовать надо следующим образом: если нос течёт, его надо вытереть, для этого нужет носовой платок.

Все эти положительные моменты развивают в ребенке концентрацию внимания и терпение, они подают пример для подражания, которому ребёнок когда-то будет следовать.

[img:f097b64e3a]http://forumimage.ru/uploads/20110329/130142567033007253.jpg[/img:f097b64e3a]

Свободный выбор материала – материал расположен на открытых полках (см. фото 1) представляет для детей с СВБ особую сложность. Они должны научиться принимать решение. Без помощи педагога многие дети с синдромом Вильямса-Бойрена буквально «порхают» от одного материала к другому как «бабочки», берут различные предметы тут и там, трогают их, ощущают, но не начинают заниматься с данным материалом.

Задача Монтессори-терапевта заключается в введении следующих правил:

— сначала я смотрю, что здесь есть,

я присматриваюсь, что мне нравится,

я выбираю,

я несу материал к моему рабочему месту,

я работаю – играю – экспериментирую – мастерю – или даже делаю что-нибудь другое,

я заканчиваю мою работу, мою игру, мой

эксперимент, мою поделку,

ставлю всё снова на поднос.

отношу всё на полку, чтобы другой ребёнок мог бы работать с материалом.

Монтессори-терапевт сопровождает ребёнка первое время при выборе материала, внимательно наблюдая, где загорится искра истинного интереса, и сможет предложить работу с материалом так, что ребёнку действительно захочется с ним работать.

Сперва терапевт может ограничить свободный выбор рабочего места: она направит ребенка с выбранным им материалом на нейтральное место с минимумом факторов, отвлекающих ребёнка: это будет свободный стол, устойчивый стул, по возможности не качающийся, где взгляду ребенка ничего бы не мешало, возможно и место, отгороженное от посторонних звуков.

Затем терапевт начинает демонстрацию материала, до сих пор не знакомого ребенку (стр. 26 и.д.). Это значит, что терапевт показывает ребенку преувеличенно точными движениями пользование материалом. При демонстрации материала терапевт должен отказаться от лишних движений руками.

Продолжительность внимания у детей с синдромом ВБ зачастую короткая – они хотят в тот же момент начать действия, для них нелегко, сначала просто наблюдать за действиями терапевта. Тут скрывается идеальный шанс увеличить продолжительность внимания, отодвинуть порог разочарования как можно дальше. Во время своей демонстрации Монтессори-терапевт наблюдает за тем моментом, когда ребенок начинает терять свой интерес, отвлекается и именно тогда она поддерживает его, вовлекая в дальнейшую работу. Интерес ребенка снова просыпается, перерастая в активное со-трудничество с терапевтом.

Во время работы с ребенком терапевт замечает способность ребёнка нести нагрузки. Она помогает ребенку так, чтобы упражнение ни в коем случае не могло быть брошено, чтобы ребенку удалось выполнить последнее движение самому и он смог бы ощутить: «у меня получилось! – я могу!». Это переживание является золотым ключиком к само-сознанию.

Мы все учимся на повторениях. Однако повторения приносят удовольствие, когда мы видим шанс на успех. Монтессори-терапевт сможет организовать следующее занятие с повторением так, чтобы ребёнок, с приложением несколько больших затрат сил, но смог бы выполнить задание самостоятельно (напр. если уменьшить количество материала). Для терапии в целом важно создание внешних условий занятия: точные указания, не отвлекаться от работы, без помощи или в нужном случае с помощью педагога, доводить работу до успешного завершения.

Свободный выбор времени в занятих по Монтессори относится к распорядку дня, для терапевтических занятий это касается повторений. Все упражнения построены так, что они могут быть повторены. Тем самым Монтессори-педагогика существенно отличается от других педагогических направлений: листок с заданиями заполнен и готов. Рабочая тетрадь с текстами, где нужно заполнить пробелы, не представляет никакого интереса, если пробелы уже заполнены.

Весь Монтессори материал продуман так, что занимающемуся видно, когда данное упражнение закончится, а когда материал возвращается к своему исходному порядку, он как бы приглашает работать с ним снова.[img:f097b64e3a]http://forumimage.ru/uploads/20110329/130142591382007644.jpg[/img:f097b64e3a]

Пример для детей в возрасте 12 месяцев:

Упражнение состоит из: (см. фото 2)

две бутылки в форме кегель (широкое горлышко), одна бутылка наполнена на 2/3 манной крупой (для детей с аллергией берётся кукурузная крупа),

воронка, достаточно широкая, чтобы высыпать крупу за один раз,

поднос.

Цели этого упражнения:

тренировка координации рук и глаз,

попадание воронкой в горлышко бутылки,

координация обеих рук пр высыпании,

по-знание: крупа сыпется через воронку и одна из бутылок наполнена крупой, а другая пуста.

Данное упражнение закончено, как только крупа пересыпана из бутылки в другую. Ребёнок мог бы проверить, не упала ли одна крупинка мимо бутылки и подобрать её. Но мне не повстречался ещё ни один ребёнок, который бы остановился, пересыпав крупу только один раз. Это упражнение вызывает у ребёнка желание повторять его несколько раз. Я видела своими глазами, как один из детей не «насытился» пока не повторил персыпание почти пятьдесят раз. Затем он, довольный и успокоенный, предался следующему занятию.

Пример для детей-школьников:

Клоун весёлый грустный

Стол накрытый прибранный

Карандаш отточенный тупой

Роза расцветшая увядшая

Гусь спящий гогочущий

Бутылка полная пустая

Кошечка мурлыкающая спящая

Стакан использованный чистый

Полотенце сухое мокрое

Для упражнения в употреблении прилагательного нужны карточки с существительными, которые дополняются прилагательными.

[url=http://forumimage.ru/show/3231412][img:f097b64e3a]http://forumimage.ru/thumbs/20110329/130142606139009190.jpg[/img:f097b64e3a][/url]