Ответ в теме: Терапевтические занятия по Монтессори и Монтессори — педагог

Главная Форумы Синдром Вильямса — будем знакомы Терапевтические занятия по Монтессори и Монтессори — педагог Ответ в теме: Терапевтические занятия по Монтессори и Монтессори — педагог

#4989
nata_katze
Участник

Сначала ребёнок раскладывает карточки с существительными, затем думает и подбирает подходящее прилагательное. Например карточка с прилагательным подходит к первому существительному, в то место она и помещается (см. фото 3). Когда каждая карта заполнена прилагательными, ребёнок проверяет по контрольной карте, правильно ли он заполнил пробелы.

Затем он может решить, как ему работать дальше или прекратить упражнение:

он может переписать словосочетания в тетрадь,

он может проиллюстрировать словосочетания рисунками,

он может написать и нарисовать,

он может взять оставшиеся прилагательные и приложить их к существительным,

он может сделать это упражнение с самого начала,

он может составить из словосочетаний предложения-бессмыслицы,

он может подозвать друга и прочитать ему найденные словосочетания,

он может убрать карточки, положить их на полку и закончить данное задание.

Множество этих возможностей побуждают к дальнейшей работе с материалом. Степень трудности задания выбирается самим ребёнком. Для детей, чувствующих себя неуверенно, важно иметь возможность повторить одно и тоже задание абсолютно без всякого давления и чувства стыда, при том стать увереннее и быстрее в решении задания.

Цель данного упражнения :

тренировка чтения с пониманием смысла,

повторение разных частей речи,

обретение уверенности в себе : «я могу! – я умею!»

Для проведения заданий на проверку самого себя и укрепления личности ребёнка необходимы следующие условия:

Подготовленная среда.

В подготовленной среде Монтессори-педагог может обратить внимание на все то, что имело бы положительное влияние на ребёнка, будь то побуждающие стимулы или уводящие. Создаваемая педагогом среда может побуждать ребёнка к действию, предлагая ему разные ситуации, она же может быть создана так, чтобы «увести» «убрать» мешающие факторы и сохранить уверенность ребёнка и сконцентрировать его внимание на работе, напр. если разделить помещение на определённые места для разных видов работы.

Ситуации, создаваемые педагогом-Монтессори побуждают детей к действию, они охотно «работают» и проявляют терпение. Шумовой фон в Монтессори — группе в целом меньше, чем в обычной группе детского сада.

В любом случае, имеет смысл, ребёнку с синдромом Вильямса-Бойрена отвести место — «это твоё рабочее место», которым он будет гордиться, потому как он сам будет его искать и садиться «работать», каждый раз, когда он будет серьёзно заниматься с каким-то материалом. Только терапевт будет знать, почему выбрано именно это место: оно защищено от посторонних отвлекающих шумов, дает ребёнку уверенность своим постояннством.

Введение в работу с материалом Монтессори

Материал Монтессори есть развивающий материал, это означает: каждое упражнение имееть свою цель, в тоже самое время подготавливает ребёнка к достижению этой цели. Пример: чистить ботинки. Дети учатся чистить свою обувь. В тот момент, когда они смогут почистить обувь своим домочадцам, эта «работа» сделает их активными членами семьи и придаст им чувство собственного достоинства. Совершенно незаметно для себя дети тренируют мелкую моторику, моторику пальцев для письма. Они учатся двигать и нажимать указательный и средний пальцы ведущей руки, пока обувь не станет чистой. Позднее, когда ребёнок начнёт учиться письму, естественное держание карандаша и умеренный нажим уже подготовлены.

Монтессори-материал разделен на следующие темы:

материалы для усвоения навыков обыденной жизни,

сенсорный материал,

математический материал,

материал для развития речи, письма и чтения,

материал по космическому воспитанию.

Упражнения по усвоению навыков обыденной жизни охватывают все виды деятельности, необходимой в быту. Сюда относятся такие виды деятельности, как открыть и закрыть дверь, водопроводный кран, перенести предметов, вытирать стол, чистить предметы, подметать пол, ухаживать за цветами, мыть посуду, чистить обувь, стирать бельё, вывешивать и гладить бельё, накрывать на стол, обслуживать сидящих за столом людей, а так же ухаживать за самим собой: мыть руки, одеваться, чистить нос при насморке, контролировать себя перед зеркалом: чисто ли и правильно ли я одет? ухоженно ли я выгляжу?

Упражнения по приобретению бытовых навыков служат появлению и выработке умений и навыков. Ещё больше они служат социальной интеграции в группу. Представьте себе, кто-то не умеет закрывать кран до конца, хлопает каждый раз дверьми, тащит за собой стул и стукает его о другие вещи. Также не приятно быть рядом с кем-нибудь, у кого течёт из носа, кто не умеет аккуратно есть за столом, кто кладет пальцы в рот и размазывает слюну.

Данные факторы, мешающие самому ребёнку и его коружающим, можно избежать, если заниматься с ребёнком упражнениями по приобретению бытовых навыков, чтобы они постепенно перешли в хорошие привычки, формирующие нормальное поведение. Сумма мешающих факторов у какого-либо члена группы отягощает соприбывание с ним. А с другой стороны, представьте себе, какой положительный отзыв о себе может заработать ребёнок: «иногда он гиперактивен и это иногда мешает, но за столом он всегда внимателен – сразу видит, кому надо добавить в стакан напиток.»

Сенсорные материалы были названы Марией Монтессори «ключом к миру». Работа с этим материалом не имеет цели как другие упражнения. Сенсорные материалы раскрывают взгляд ребёнка на мир, на среду и помогают смотреть на нее с различных точек зрения, кроме того сенсорный материал оказывает помощь в упорядочивании впечатлений и соотношений между вещами и явлениями окружающей среды.

[img:b0b9dc0dbe]http://forumimage.ru/uploads/20110329/130142627980001533.jpg[/img:b0b9dc0dbe]

Один пример (см. рис. 4): коричневая лестница состоит из кубических паралле-лепипедов, или кубоидов, одинаковой длины, каждый по 20 см. Периметр кубоидов разный. Самый тонкий кубоид имеет ширину 1 см, периметр 4 см, следующий шириной 2 см, периметр 8 см, третий кубоид шириной в 3 см имеет периметр 12 см и т.д. Самый толстый кубоид шириной 10 см – периметром в 40 см.

[img:b0b9dc0dbe]http://forumimage.ru/uploads/20110329/130142631148001193.jpg[/img:b0b9dc0dbe]

Признаки «толстый» и «тонкий» становятся очевидными, как только ребёнок начинает работать с этим материалом.

Понятия к этим признакам сообщаются ребёнку в трёхступенчатом уроке (см. стр. 31 и т.д.).

Уже скоро ребёнок сможет перенести свои познания на окружающую среду: при прогулке на природе можно увидеть толстую ветку, тонкую ветку и ещё одну толстую ветку…

Таким образом образуется связь: толстый и тонкий не абсолютные величины, они состоят в связи друг с другом, в соотношении. Это и представляет собой коричневая лестница.

Кубоид с периметром 40 см толстый, а тот, чей периметр 4 см, тонкий. Если взять кубоиды периметрами 32 см и 12 см, так же очевидны понятия «толстый» и «тонкий».

Если мы сравним тонкий кубоид периметром 12 см и кубоид с периметром 4 см, то тот кубоид с периметром 12 см, который мы только что назвали «тонким», вдруг окажется «толстым».

Такое познание взаимосвязей или соотношений является очень важным для развития языка ребёнка – оно открывает путь к абстрактному мышлению уже тогда, когда ребёнок ещё занимается интенсивно конкретными предметами и конкретными понятиями.

Сенсорный материал изготовлен специально для каждого вида ощущения. То есть, в Монтессори-педагогике имеется материал, предназначенный зрению, слуху, обонянию, вкусу, осязанию (тактильным ощущениям), чувствам, ощущению веса и давления, а также материал для развития пространственного восприятия.

Каждый вид ощущения вводится отдельно, обрабатывается ребёнком, лишь позже знания о каждом из них соединяются в целое.

Выражаясь языком Монтессори-педагогики, это есть «изоляция свойств» и «изоляция трудностей». Подобная изоляция особенно важна детям с проблемами в области восприятия и обучения. Дети получают возможность сконцентрировать свои чувства и мысли на одной теме, на одном предмете, понять его, познать и присвоить знания себе. Только затем происходит расширение познанного, соединение с целым.

Мария Монтессори сказала: «У человека математический дух».

Материал по математике продуман так, что множества/количества берутся в руки, трогаются, ощущаются, все арифметические операции (сложение, отнимание, умножение и деление) могут быть выложены на конкретном материале и пережиты ребёнком, а затем быть понятыми.

Маленькие дети любят большие цифры! Как только возникает интерес ребёнка к цифрам и множествам, родители могут услышать примерно такой счёт: раз-два-три-пять-восемь-девять-сто-тысяча-триллион. Большие цифры завораживают детей, даже если пока за ними не кроется никакого представления о действительном количестве.

Такое представление о количестве вырабатывают «Монтессори-дети» в возрасте от 3 до 7 лет, например путём введения в десятичную систему.

[img:b0b9dc0dbe]http://forumimage.ru/uploads/20110329/1301426377930073100.jpg[/img:b0b9dc0dbe]

На подносе лежат (см. фото 6)

— одна стеклянная бусина единица

— десять таких стеклянных бусин, надетых на проволоку десятка

— десять десяток, связанных друг с другом сотня

— десять сотен, связанных друг над другом в куб тысяча

Ощущение разницы между единицей и тысячей оказывает огромное впечатление, даже многие взрослые испытывают удивление!

Понятия и названия вводятся опять в три этапа и заучиваются.

Затем дети могут «считать» так: «дай мне две тысячи», «дай мне две десятки», «дай мне пять сотен и одну единицу», « дай мне четыре тысячи, три сотни и девять десяток», «дай мне шесть тысяч, ноль сотен, восемь десяток и три единицы». «А сколько ты хочешь?»

Таким образом выстраивается реальное представление о множествах. Материал раскладывается каждый раз так, как он позже будет записан цифрами. Тысячи слева, единицы справа. Шаг к основным арифметическим действиям происходит практически сам по себе.

Нужно упомянуть один важный принцип занятий с материалами: радость действия и понимание связей важны в кажждом арифметическом действии, ошибки в математических действиях (пока) не представляют никакого интереса и потому не затрагиваются, пока ребёнок сам не проявит потребность в «правильных» ответах.

Математический материал имеется для всех разделов математики, даже дроби и корни из чисел представлены Монтессори-материалом.

«Математический дух» просыпается в ребёнке гораздо раньше, чем он начинает занятия с математическим материалом. Математические способности детей затрагиваются всеми материалами Монтессори в любой области, в практических навыках или в разделе чувств (сенсорики).

Почти в каждом упражнении на пересыпание или вычерпывание ребёнок познаёт «полно» и «пусто», а равное распределение чего-либо подготавливает ребёнка к дробям, если ребёнок проверяет остаток – он уже имеет основу представления о вычитании.

Весь сенсорный материал пронизан «математическим духом». Десять кубоидов, чья ширина увеличивается на один сантиметр, дают первое представление о квадратах разной величины, если посмотреть на них со стороны.

Математику можно найти и в ритме (распределении времени) рифм, в палчиковых играх и детских песнях. Разговаривать, играть и петь с нашими детьми очень важно – даже если слабый мышечный тонус и задержка речи не позволяет им повторять за вами!

Язык является одним из важнейших средств коммуникации. Многие люди оценивают партнёра по его способности выражаться словесно. Детям с синдромом Вильямса-Бойрена их выдающиеся способности в языке могут стать помехой: они обладают даром воспринимать речь, повторять, воспроизводить услышанное, зачастую не понимая содержания полностью. Они с радостью находят новые контакты, вступают в разговор, который не всегда наполнен смыслом, а иногда и бессмыслицей.

Монтессори использует речь и материал для развития речевых навыков детей.

Слова-пустышки можно избежать наилучшим образом, если их наполнять смыслом. По этой причине, как можно раньше, ещё задолго до того, как ребёнок сам начинает держать предмет и разговаривать, нужно наполнять речь предметами и их свойствами, чтобы ум ребёнка находил пищу.

Монтессори-терапевт работает с дополнительным сенсорным материалом и предлагает ребёнку впечатления, которые она называет в речи ( напр. колючая шишка – гладкий шарик, легкий пластиковый шарик – тяжёлый каменный шар, мягкий шарик из ваты – твёрдый шар).

Можно наблюдать, как быстро дети развивают речь. Они показывают понимание речи задолго до того, как они научатся отвечать: радостной мимикой, ожидающей или отказывающей, минимальными движениями в сторону терапевта или предмета, а также отворачиваясь, отклоняясь.

Языковое развитие нужно постоянно расширять, новыми предметами, называя их и их свойства, которые можно затем использовать в речи. Подобные речевые занятия должны помогать родителям детей, находить новые темы для разговора – таким образом дети привыкают слушать.

Одним из принципов Монтессори-педагогики является «изоляция трудностей». Чтение и письмо рассматриваются как две различных задачи, потому что их предпосылкой являются различные навыки.

Некоторые дети с удовольствием упражняются в движении и не интересуются знаками и символами. Другие дети заинтересованы в знаках, хотя их моторика ещё недостаточно развита.

Многие дети с синдромом Вильямса-Бойрена принадлежат именно к последней группе. Неожиданно они проявляют интерес к букве «М» на вывеске «Макдональдса», они ищут вместе с мамой «П», которая означает «парковка машин». Есть ряд других признаков, указывающих на их повышенный интерес к буквам. Именно в это время важно предложить ребёнку материал для развития его речевых навыков.

Буквы, изготовленные из наждачной бумаги, являются таким языковым материалом Монтессори.

Каждую букву вырезали из наждачной бумаги и наклеивали на гладкую дощечку. Этот принцип дошёл и до нас: величина букв должна соответствовать величине рук 4-5 летнего ребёнка.: указытельный и средний палец могут обвести букву по направлению её написания.