Ответ в теме: Терапевтические занятия по Монтессори и Монтессори — педагог

Главная Форумы Синдром Вильямса — будем знакомы Терапевтические занятия по Монтессори и Монтессори — педагог Ответ в теме: Терапевтические занятия по Монтессори и Монтессори — педагог

#4990
nata_katze
Участник

[img:c0e50d8376]http://forumimage.ru/uploads/20110329/13014265053400382.jpg[/img:c0e50d8376]

Монтессори-педагоги предлагают ребёнку ознакомится одновременно с тремя-четырьмя буквами (см. фото 7) и обучают им в процессе трёхступенчатого урока.

Ребёнок ощущает буквы, с большей или меньшей точностью, получает удовольствие от воспроизведения звуков. Вместе с педагогом к большим буквам ищутся слова с большой буквы, к маленьким буквам – слова с маленькой буквы. Побочным эффектом ощущения букв руками является развитие моторики, а что более важно: движение пальцев, водящих по букве, оставляет отпечаток формы в памяти ребёнка. Мария Монтессори называет это памятью мышц.

[img:c0e50d8376]http://forumimage.ru/uploads/20110329/130142653470008381.jpg[/img:c0e50d8376]

Многие дети учатся таким образом читать. Тот факт, что они ещё не умеют писать, совсем не мешает. Когда у ребёнка появляется потребность сделать «письменное сообщение», ему можно предложить специально разработанный материал, который называется «движущийся алфавит». При помощи такого алфавита ребёнок может выкладывать отдельные слова так, как он их слышит. Взрослому следует порадоваться успеху ребёнка. Ни в коем случае нельзя исправлять слово, находить ошибки, иначе можно испортить радость и разрушить мотивацию ребёнка заниматься буквами.

Следующим этапом после знакомства с буквами являются разнообразные упражнения на чтение, на грамматику и правописание. Тексты на чтение берутся из раздела «Космическое воспитание», то есть являются более научно-познавательными чем детскими.

Космическое воспитание охватывает такие предметы, как природо- и краеведение, биология, география, физика, химия, защита окружающей среды.

И здесь отличается Монтессори-педагогика от обычных общеобразовательных программ. Каждый раздел (предмета) вводится как обзор целого, для того, чтобы позднее дети без усилия нашли отдельным темам место в системе целого и установили связи между отдельными темами.

Краткое содержание Монтессори-педагогики

Все пять разделов Монтессори-педагогики (обыденные навыки, сенсорика, математика, речь и язык, космическое воспитание) применимы уже к очень маленькому ребёнку. В Монтессори-педагогике нет такого высказывания: «ты ещё не можешь этого, ты ещё мал!» Для всех пяти разделов действуют одинаковые принципы:

сначала всё должно быть представлено конкретно, наглядно, доступно для рук и быть пригодным к действию,

всякий учебный материал ведёт ребёнка к абстрактным операциям, в зависимости от материала через большие или меньшие шаги,

ребёнок сам определяет свой темп и шаги в работе с материалом,

повторения поощряются, так как каждое повторение укрепляет заученное.

«Помоги мне сделать это самому!» означает также «Помоги мне только тогда, когда я пожелаю!»

Каждый материал, каждый образ действия вводится показом через педагога,

Занятия по языку и речи вводятся трёхступенчатыми уроками.

[img:c0e50d8376]http://forumimage.ru/uploads/20110329/130142663147009659.jpg[/img:c0e50d8376]

Показ или Демонстрация материала

Показ или представление материала, а также трёхступенчатые уроки отличаются от уроков в «нормальной педагогике» так сильно, что я хотела бы привести два отдельных примера.

На полке стоят различные материалы для упражнений «черпание», «переливание» и «закручивание», а также коробочки с сюрпризами. (см фото 9)

Ребёнок выбирает упражнение на «переливание».

[img:c0e50d8376]http://forumimage.ru/uploads/20110329/13014266687500523.jpg[/img:c0e50d8376]

На подносе стоят ( фото 10):

кувшин с подкрашенной водой,

несколько различных маленьких бутылочек с закручивающимися крышками,

воронка,

губка.

Монтессори-терапевт показывает ребёнку преувеличенно точными движениями, не разговаривая, (принцип изоляции трудностей, ребёнок должен сконцентрироватся на действии) , что ему нужно делать.

1. Подготовка рабочего места:

она ставит поднос аккуратно на стол,

поворачивает его так, чтобы с предметами было удобно работать,

ставит все бутылочки в один ряд с подноса на стол,

поворачивает ручку кувшина в сторону рабочей руки ребёнка,

кладёт губку на сторону не-рабочей руки ребёнка.

[img:c0e50d8376]http://forumimage.ru/uploads/20110329/130142684545005865.jpg[/img:c0e50d8376]

[img:c0e50d8376]http://forumimage.ru/uploads/20110329/130142686283009686.jpg[/img:c0e50d8376]

1. Работа:

терапевт ставит бутылочку, стоящую в ряду слева не-ведущей (не-рабочей) рукой, на поднос,

откручивает крышку ведущей (рабочей) рукой и кладёт её на стол, там где только что стояла бытылочка,

ставит воронку на бутылочку, поддерживая её не-ведущей рукой,

наливает жидкость в бутылочку, постоянно проверяя глазами, пока она не наполнилась,

проверяет носик кувшина, не остались ли капли,

вытерает носик губкой,

ставит кушин.

Затем она берёт крышку и закручивает её на бутылочку,

ставит бутылочку на её место в ряду.

Потом терапевт берёт вторую буылочку слева и повторяет действия с первой бутылочкой.

Она продолжает действия, пока все бутылочки не будут наполнены и кувшин не опустеет

Теперь: задание выполнено – я могу закончить это занятие, если пожелаю, или я продолжаю упражнение.

2. Окончание работы:

Монтессори-терапевт снимает крышку с кувшина и кладёт её на стол за подносом со стороны своей ведущей руки,

она ставит кушин на середину подноса,

кладёт губку на поднос со стороны ведущей руки,

воронку за поднос, справа от бутылок.

она берёт не-ведущей рукой первую бутылочку слева,

откручивает ведущей рукой крышку с бутылочки и кладёт её на место, где она стояла,

выливает воду из бутылочки в кувшин,

обращает внимание на капли, которые могут остаться на носике кувшина. Терапевт, выдерживает момент, когда капля сама падает в кувшин (если это не удается, носик кувшина вытирается губкой),

продолжает действие до тех пор, пока все бутылочки не будут пусты.

Затем кувшин закрывается крышкой. Терапевт ставит его в сторону на столе.

Теперь проверяется поднос: видны упавшие на поднос капли?

Если поднос мокрый, она приносит кухонное полотенце и тщательно вытирает весь поднос.

Вытирание большой поверхности должно происходить плавными движениями слева сверху по направлению вниз и снова вверх – мягким зигзагом сверху вниз – или с левой стороны в правую сторону и так сверху до низа.

Затем терапевт оборачивает полотенце вокруг указательного и среднего пальцев и вытирает край подноса.

Она переворачивает поднос, осматривает низ подноса, не мокрый ли он. Вытирает, если и эта сторона подноса мокрая.

полотенце кладётся в сторону, и снова происходит зрительная проверка : «всё ли вытерто?» «чисто?»,

поднос снова переворачивается: «сухо?», «чисто?»,

затем терапевт проводит ладонью по нижней части кувшина и вытирает его, если нужно,

таким же образом она проверяет все бутылочки,

вытирает насухо воронку,

моет губку под краном с водой, выжимает его,

кладёт губку на поднос, рядом кладёт воронку,

сначала встает сама,

затем аккуратно берёт в руки поднос и уносит его на место на полке, или спрашивает ребёнка, не желает ли он приняться за работу.

Чему учится ребёнок, наблюдая показ или демонстрацию материала?

он может наблюдать за действиями, где движения и сила точно рассчитаны,

он видит, в каком порядке находятся предметы, и какую руку лучше использовать при выполнении определённых действий.

Ребёнок видит правильное использование рабочего места: материал стоит так, чтобы манипуляции им были эргономичными: ничто не мешает, предупреждая «аварии» при работе.

Ребёнок тренирует внимательность и выдержку,

он тренирует также терпимость, когда ему хотелось бы уже приняться за действия, но он должен ещё ждать,

действия с материалом происходят слева направо, что является подготовкой к направлению чтения и письма,

ребёнку сообщается внимательное обращение с материалом и соблюдение деталей

а также последовательность действий, наполненный смыслом распорядок работы,

радость повторения,

контроль ошибок

и терпение и выдержка, пока все материалы не вернутся в своё исходное состояние.

Какие навыки приобретает ребёнок, повторяя действия с матералом?

он учится ориентироваться, прежде чем брать что-то с полки,

он учится выбирать, принимать решение и это помогает ему быть более спокойным и уравновешенным,

он несёт свой материал к рабочему месту и тренирует при этом воординацию движений и ориентацию в пространстве,

он учится справляться с непредвиденными ситуациями, как например бутылочка начинает скользить по подносу и падает на пол. Как действовать? Наклониться, чтобы поднять бутылочку и при том опрокинуть остальные материалы? Или сначала поставить поднос на стол и затем поднять бутылочку?

Ребёнок учится организовывать своё рабочее место. Куда поставить или положить материалы, чтобы их было удобно брать и не «спотыкаться» при работе с ними,

Он учится доводить своё занятие до конца. Ясная структура материалов Монтессори и занятий с ними точно указывает, где конец занятия.

благодаря контролю над ошибками ребёнок имеет возможность оценить свою работу и поправить ошибки,

контроль над ошибками помогает приобрести ребёнку уверенность в себе и независимость от взрослого,

а также ребёнок учится принимать свои ошибки и помогать себе самому,

он развивает мелкую моторику, координацию глаз и рук, своё зрительное, слуховое и пространственное восприятие,

вытирание подноса полотенцем помогает тренировать правильное держание карандаша при письме,

ребёнок учится быть выносливым,

он улучшает свою терпимость к неудачам и ошибкам.

Позднее, повторяя упражнение с переливанием, ребёнок развивает речь и наблюдает физические явления, находя для них объяснения.