27. Речевое развитие

Просмотр 2 сообщений - с 1 по 2 (из 2 всего)
  • Автор
    Сообщения
  • #4952
    nata_katze
    Участник

    Тема: 27. Речевое развитие

    #4953
    nata_katze
    Участник

    Выставляю начало моего перевода. Главу первую вступление я опустила, так как она не несет никакой информации. Там говорится лишь о том что ранше всегда исследовали Синдром Дауна и вот впервые обратили внимание на Синдром Вильямса.

    Извеняюсь за допущенные ошибки и некорректность высказывания. Но я старалась.

    2. Развитие речи при синдроме Вильямса

    Отправным пунктом для сравнения нарушения речевого развития, является ненарушенное развите «нормального» ребенка. «Нормальные» дети так же проходят, так называемый, «межграмматический период » на пути к целивому языку, этот период, в сравнение с языком взрослого, еще полон ошибок. Нарушение же речевого развития может выражаться либо во временной задержке, когда ребенок определенным шагам развития , по сравнению с детьми того же возраста, намного позже учится или в отклонении поведения. У детей с ненарушенным речевым развитием ни на каком уровне процесса овладения языком, нельзя найти такие же речевые особенности и в такой же форме. (Например просодическое нарушение (нарушение ударения, тона, интонации, то есть супрасегментных единицах звучания), это означает неправельную постановку ударения в слове, см. Fikkert and Penner 1998).

    При описании речевого развития СВ, всегда ориентируются на ненарушенное речевое развитие . Всякое сравнение (если ничего другого не отмечено ) опирается на детей не имеющих какие либо нарушения и находящихся в стадии овладения языком.

    Вступление в фазу овладения языком и темп обучения

    Перед тем как развитие речи будет заметно, уже тогда ребенок проходит очень важные уровни развития в понимании языка (= Языковое принятие). До сих пор пока не установлено насколько дети СВ в этих наиважнейшиз фазах речевого развития отличаются от «нормальных» детей. Но так как по краней мере некоторые дети СВ в хронологически одинаковом возрасте (между 14 и 16 месяцами ) начинают произносить первые слова , можно предположить что и первые фазы в развитии речи проходят у них приблизительно в одно и тоже время. Конечно эти ранние фазы могут быть довольно неднородными , что в последствии может выразиться во временном отставании, с котрым появятся первые слова активного словарного запаса (иными словами ребенок может все хорошо понимать, но сам еще не может много говорить).

    Продуктивное развитие (активное развитие, речь) ранних фаз овладения языком происходит с первым криком, до отдельных ступеней так называемого «лепетания», когда тренируются как акцент так и звуки родного языка. По нашим анамнестическим сборам информации (сбор сведений о лечении, течении и причинах расстройства) дети СВ проходят эти фазы относительно равномерно, хотя и затрачивают на это немного больше времени.

    Начало экспрессивного (одна из функций языкового знака, заключающаяся в способности выражать эмоциональное состояние говорящего, его субъективное отношение к обозначенным предметам и явлениям действительности, БСЭ 1969-78) развития речи, произношение первых слов, у детей СВ проходит с большой разницей во времени . Наши собственные анамнестические данные показывают приблизительно трехлетнюю разницу, произношение первых слов происходит приблизительно во временном промежутке между 1 и 4 годами (в сравнении так же Lopez-Rangel 1992) . Так же отмечает Sarimski (1997) аналогичную неоднородность во вступлении в стадию овладения языком, в, описанных им, отдельных случаях. Первые слова, по аналогу к ненарушенному развитию речи , еще трудно понимаемы. Важнее в этой фазе чем качество произношения, является шаг, в котором начинается построение словарного запаса , с помощью которого ребенок пытается освоить (испробовать) язык. Дети с нарушением речи, а также дети с ненарушенным речевым развитием используют так называемые однословные предложения, в которых одно слово может обозначать целое или сложноподчиненное предложение. Потом эта фаза переходит в фазу кмбинирования слов.

    У многих детей СВ фаза однословного предложения проходит несколько дольше. Иногда лишь незадолго до школы дети начинают впервые комбинировать слова( входить в так называемую фазу комбинации слов). С помощью терапии можно помочь ребенку достигнуть эту фазу. К тому же стоит отметить, что темп развития детей после дошкольного возраста может измениться: были случаи в которых ребенок без задержки или с незначительной задержкой произнес первые слова , в дальнейшем не продолжал развиваться (не переходил в следующую фазу) и наоброт задержка произношения первых слов не является показателем в последующем отставание.

    Хотя некоторые исследовательские группы и утверждают , что в этом возрасте уже узнаваем «типичный» прфиль детей СВ (дети СВ лучше справляются с речевыми, чем с неречевыми заданиями в сравнении например Mervis 1999), другие же авторы при исследовании детей того же возраста и находящихся в той же фазе овладения языком приходят к противоположным результатам. Так например сообщает Wang (1994), что при проведении экспериментов им было установлено, что дети СВ ведут себя также, как сравниваемые с ними, дети Синдрома Дауна (СД). Обе группы показали как «доминанту», так называемый «телеграммный стиль», это означает опускание функциональных слов, таких как артикли и предлоги. Предложения были короткими и грамматически недостаточными. На сегодняшнии день положение в исследовании в области развития речи у детей СВ до конца не ясно и достаточно неоднородно. Темп развития и стиль обучения протекает у каждого ребенка индивидуально, поэтому нельзя приравнивать всех детей к одному ребенку( или к результатам единичных исследований). Так же не всегда возможно один к одному сопостовление единичных случаев с целой структурой развития речи. По одному выводу, который сделал Mervis и его группа , нельзя достоверно описать всю группу детей СВ дошкольного возраста.( см. так же единичные случаи Capirci 1996). В этом возрасте практически невозможно делать какие либо прогнозы.

    В одном из немногих опубликованных исследовании описывает Thal (1989), что оба наблюдаемых случая, хотя и находились в разном хронологическом взрасте, с разницей в 4 года и 5 месяцев (1 год 11 месяцев и 5 лет 6 месяцев), почти не отличались в развитии речи. Оба исследуемых находились в слабо развитой однословной фазе . К тому же описывается что у Бэкки (старшего ребенка) прежде всего шло сильное отставание в грамматическом развитии. Эти базовые данные, как кажется подтверждающие уровень развития Бэкки, были опубликованны Boehning (1999), которая также в одном исследовании описала девочку Лину.

    К моменту первого исследования Лине было 3 года 6 месяцев, и она находилась так же в однословной фазе (Boehning (1999)). В дальнейшем процессе исследования Boehning смогла установить так называемое вступление в фазу длины высказывания. Так же при дальнейшем наблюдении Лины (после подготовки) отмечалось увеличение длины предложения и так же характерное вступление в глагольный лексикон. Лина отличалась от Бэкки тем, что она в 5 лет 2 месяца, в возрасте, когда была исследована Бэкки, уже преодолела однословную фазу. Эти, до сегодняшнего дня, немногочисленные сведения, указывают на сильные индивидуальные различия в темпе обучения, которые на настоящий момент нельзя заранее предсказать. Кроме того. Такие случаи как у Бэкки, показывают, что так же у детей СВ развитие речи может прийти, к так называемогу «состоянию плато», в котором развитие находится как бы в состоянии застоя. Такие «сстояния плато» до сих пор были описаны только у детей СД (Fowler 1994), но это моло бы стать возможным объяснением в низком темпе обучения у детей СВ дошкольного возраста.

    Базовые данные, полученные Boehning в ее исследовании, могли бы послужить для того, что Лина в речевых экспериментах, могла бы применять функции обучения, как каждый «нормальный» ребенок (без каких либо отклонений) и того же возраста. С другой стороны, как ребенок с ненарушенными речевым развитием, кажется , что эти механизмы недостаточо оптимальны для применения, для того чтобы их проводить в нормальном временном интервале ( иными словами ребенку СВ требуется на выполнение каких либо заданий большее количество времени).

    Некоторые понятия об отдельных аспектах развития речи

    Произношение, развитие произношения

    В английском произношение детей СВ иногда описано как трудно понимаемое (Thal (1989)). Напротив доступные на сегодняшний день немецкие исследования , говорят о том, что произношение детей СВ на удивление хорошее(Gosch und Pankau 1995). Результаты, проведенных исследований Udwin und Yule (1990) так же показали чт 84% исследуемых обладали достаточно хорошим произношением. Отсюда возникает вопрос, является ли это причиной неоднородного развития детей СВ, или же причина лежит в различии двух языков.

    Исследования по сравнению владением языком, которые могли бы более детально осветить этот вопрос, в области ненарушенного развития языка и области речи, оставляют его открытым.( к этому так же Segmueller 1999 )

    Лексикон и грамматика (Синтаксис)

    Количественные данные о величине и уровне развития словарного запаса ребенка представлены лишь немногочисленными исследованиями. Эти данные так же противоречивы, например Mervis (1999) находит, что у детей СВ уже в дошкольные годы отмечались лучшие результаты в лексике и синтаксисе, чем при выполнение неречевых упражнений. Другие же исследовательские группы сомневаются, что величина словарного запаса в этой фазе иммет нормальный объем (сравнивая с возрастом когда ребенок еще не говорит) (к примеру Wang 1994). Исследования отдельных случаев по Boehning, оставляют предпологать, что дети распологают нужными лексическими механизмами обучения.

    В ненарушенном развиватии речи, подготавливается так называемый всплеск/ взрыв словарного запаса ( около 20 месяца) и который является важнейшим пунктом в его развитии. Дети в этой фазе овладевают до 10 словами в день. (Rothweiler und Meibauer 1999). Сомнительно, что дети СВ проходят эту фазу в ненарушенной форме. К тому моменту, когда дети с ненарушенным развитием достигают эту фазу, многие СВ дети не могут произнести еще первых слов. На сегодняшний день не существует никаких данных, где бы упоминалось о позднем проявлении этой фазы. Тем неменее нужно отметить, что взрыв словарного запаса дети СВ проходят позднее, тогда когда его предпосылки достаточно развиты.

    Комбинации слов, которые определяют экспрессивное (способность ребенка выражать свои мысли) вступление в развитие грамматики, зависят в основном от минимума словарного запаса. Затянувшейся однословной фаза оказывает негативное влияние на вступление в фазу построения предложений. Анамнестические данные отдельных исследований описывают детей , которые уже в пятилетнем возрасте могли строить предложения из трех и более слов.

    Это заново подтверждает, что этот шаг зависит от индивидуальных темпов развития каждого отдельного ребенка. Речевая терапия, которая содействует, а так же по возможности помогает в построение словарного запаса с разными частями речи, может так же действовать и как поддержка.

    Дальнейшее развитие речи

    Как подтверждают все групповые исследования, самое позднее после переходного возраста, все исследуемые, имеющие СВ, хуже показывали результаты в области, не связанной с речью (а именно более всего в области визуальной и в области моторики), чем при выполнении речевых упражнений. (к примеру Jarrold 1998, Klein und Mervis 1999, Mervis 1999). Отсюда должно следовать, что в сравнении с ненарушенным развиватием речи, у детей СВ проходит с сильным запозданием так называемая фаза «наверстывания», которая дает им возможность овладеть речью в относительно нормальной форме, несмотря на довольно медленное начало в дошкольном возрасте. Исследования в длительном временном интервале и которые могли бы более детально осветить вопрос о понимании этой стадии «наверстывания», оставляют его открытым. Единичные исследования пытаются интерпретировать, что же могло бы произойти в этот период развития: Thalем допускается смена вида обучения, в то время как другие авторы принимают за возможное увеличение темпа обучения вплоть до «обучение в цейтрафере (аппарат для замедленной покадровой съемки)» (Mac Donald und Roy 1988). Насколько постоянно проходит эта фаза развития и будет ли она тем самым отличительной чертой синдрома, пока остается неизвестным.

    3.Диагностика развития речи при СВ, что нужно делать и что нужно знать

    Частыми симптомами орофациальной мускулатуры (мускулатура области рта) при СВ являются проблемы полного закрытия рта, вперед лежащий язык (при приоткрытом рте), нарушение модели глотания (нарушение вокруг последовательности процесса глотания) и сигматизм (шепелявие). При обследование, эти феномены, в принципе относящиеся к речевой моторики, также обязательно должны стать частью диагностики.

    Параллельно речевая система должна быть исследована как на -Звук, -Слово так и на -Уровень предложения (это означает обследование речевых уровней таких как Фонология, Словарный запас и Грамматика). За экспрессивной (способность ребенка выражать свои мысли) проверкой должна следовать проверка понимания слова и понимание предложения, это тем важнее, чем хуже продуктивные (активные (чтение, речь,письмо)) способности ребенка. Обычно в развитии речи понимание как таковое идет перед активными способностями, так что одно их обследование является недостаточным, для того чтобы точно установить состояние речевой системы ребенка. Дифферинциальная диагностика ( в медицине, способ диагностики, исключающий по каким либо фактам или симптомам заболекания, возможные у больного, что в конечном счете должно свести доагноз к единственно вероятной болезни( взято из википедии)) должна определить различие между рецептивно(восприятие) развитой системой речи и активными особенностями или только частично развитой системой речи.

    При выборе метода обследования нужно учитывать следующее:

    Требования к преминяемому изобразительному материалу должны быть как можно проще. Из обследования нужно исключить абстрактные изображения, загруженные изображения или незнакомые ребенку изображения ( а так же трехмерные рисунки и силуэты). Так же применяемый материал должен быть как можно проще. Сопоставление Слово-Картинка построены таким образом, чтобы не предъявлять особых требований к ребенку (не перегружать его).Задания на определение значений слов, например в тестах на проверку активного словаря ребенка, представляют для детей СВ трудности в силу ограниченного общего кругозора и менее развитых познавательных способностей. Результаты обследования будут искажены и нельзя будет выявить источник приведшей к плохому результату.

    При введении в отдельные части обследования по возможности нужно избегать речевых объяснений. Если их избежать нельзя , то они должны быть как можно короче и содержать только ту информацию , которую ребенок должен знать для понимания сути материала. Возможно так же пошагвое объяснение параллельно ходу материала. Однако предпочтительнее в любом случае тренировка тестового задания на основании проходимого упражнения. Для этого терапевтом приводится один пример и ребенком повторяется это же слово. Через повторение ребенку будет понятен смысл упражнения и единичные речевые объяснения нужны лишь для того чтобы презентовать тестовые слова или структуры предложения.

    Перенаприжение у ребенка СВ названных пунктов приведет к тому , что при подведении результатов нельзя будет с уверенностью отделить речевые ошибки от неречевого влияния. Диагноз будет как правило хуже чем действительные речевые способности ребенка.

    Родители детей СВ при обращении к незнакомому терапевту должны обратить его внимание на эти пункты. Так же нужно обратить внимание терапевта на ограниченность внимания детей, для того чтобы установить сколько по времени будет длиться обследование.

    4. Речевая терапия при СВ- некотрые отправные пункты

    Исследования об успешной речевой терапии у детей с СВ до сегдняшнего времени не известны. Почти не опубликоованы или опубликованы в небольшом количестве терапевтические исследования других нарушений при нарушение речевой системы. На основе имеющихся на сегдняшний день результатов фундаментальных исследований не обязательно, что ребенок СВ будет иметь какие либо отклонения в речевом развитии по отношению к „нормально» развитым детям. СВ дети медлительнее чем среднестатистический ребенок и остаются какое то время на месте. Но тдельные этапы проходят в нужном порядке. Методы терапии , которые применяются при специфических нарушениях речевого развития, могут быть в такой же степени применены к детям СВ так же как и к нормальным детям имеющим какие либо речевые нарушения./ иными словами например если нормальный ребенок шепелявит к нему применена терапия, такую же терапию можно применить и к СВ ребенку если он тоже шепелявит/. Концепция терапии по Kauschke und Siegmüller 2000/.

    Способнсти памяти и темп обучения

    Душевные отклонения могут неосознано(не контролировано) влиять на темп развития некотрых детей, одновременно следует ожидать узкую ограниченность во внимании. При СВ длительная память, как нарушение, является доминирующией(основной).(Барисников 1996), и которая могла бы быть использована в речевой терапии. Частое повторение уже пройденного материала или как кажется усвоенного материала является необходимым.

    У больных с синдромом Дауна на некоторых речевых уровнях описано (Fowler 1994) так называемое состояние застоя. Как следствие которого у детей ДС нужно было бы ожидать застой развития в отдельных областях речевого развития (например словарный запас), при нормальном развитии других областей (например грамматика). До сегодняшнего дня у детей СВ аналогичный процесс не известен.

    Для клинической работы гипотизой с выводами было бы, что такого плана застой в развитии происходит из-за ограниченной внимательности и темпа обучения, которые являются следствием душевного расстройства. Так как дети ДС и дети СВ сравнимы по степени развития неречевой умственной деятельности, то у них так же могли бы обнаружиться аналогичные паузы в развитии.

    Содержание речевой терапии

    Для детей СВ в предшкольные годы непременно рекомендуется речевая терапия. При этом на ряду с ороцифальными особенностями (нарушение ротовой моторики, см часть 3 ), а так же часто встречаемые нарушения произношения, предметом терапии прежде всего является система речи. Речевая терапия длжна содействовать достижению многословной ступени, которую многие дети СВ достигают только к ранней начальной школе. Особенно нужно сфокусироваться на построении глагольного лексикона, так как он представляет собой связующее звено между словарным запасом и грамматикой. В глаголе для ребенка узнаваема важная синтаксическая информация, которая является началом вступления в саму структуру предложения.(особенности глаголов в развитии речи например Behrens 1999).

    В школьные годы, как подготвка к стоящему на очереди письменному овладению языком, необходимо особое внимание уделить построению словарного запаса в семантики, связанного с запоминанием значения слова. Как только ребенок начнет комбинировать слова в простейшие предложения, на передний план должно выступить грамматическое развитие языка. Сокращение терапии в области артикуляции (фонетика или способ образования согласных) и ороцифальной мускулатуры, подарит драгоценное время и силы так необходимые ребенку для его развития. Но все-таки эту область, которая во многом обеспечивает насколько понятна будет речь ребенка, нельзя окончательно запускать, ее нужно одновременно интегрировать с построением словарного запаса или в отдельные рабочие участки терапии.

    Родителями снова и снова было сообщено, что к сложностям приводит переход ребенка к твердой пище. причиной этого может быть недостаточно развитая ороцифальная мускулатура, которая отвечает за разжевывание и раскусывание пищи. Кроме того последовательности моторики (например последовательность глотания) могут быть усложнены функциональными сложностями мускульной координации. В таких случаях ребенок часто давится, процесс еды длится слишком долго и ребенок ест мало. Нарушения такого рода должны быть как можно раньше диагностированы и как следствие применина соответствующая терапия.

    (Для Германии) Ранняя диагностика в социально педиатрических центрах (или детских центрах в зависимости от федиральной земли) должна охватить нарушения такого рода и передать лечащему терапевту.

    Слабыми формами орофациального нарушения являются : неправильный прикус, вперед расположенный язык или приподнятая верхняя губа. У детей СВ к этому отнсятся также частые проблемы с зубами, неправильное положение челюсти а так же асинхронное развитие обеех чалюстей. Лечение этого неправильного положения с помощью скобы для зубов, должно вручную подготавливаться и сопровождаться терапевтом.

    продолжение следует

Просмотр 2 сообщений - с 1 по 2 (из 2 всего)
  • Для ответа в этой теме необходимо авторизоваться.