Терапевтические занятия по Монтессори и Монтессори — педагог

Главная Форумы Синдром Вильямса — будем знакомы Терапевтические занятия по Монтессори и Монтессори — педагог

Просмотр 13 сообщений - с 1 по 13 (из 13 всего)
  • Автор
    Сообщения
  • #4987
    nata_katze
    Участник

    Тема: Терапевтические занятия по Монтессори и Монтессори — педагог

    #4988
    nata_katze
    Участник

    Терапевтические занятия по Монтессори и Монтессори — педагогика

    Лоре Андерлик

    Педагогика Монтессори хорошо известна благодаря Домам детей и школам, развивающих и обучающих детей по принципам Монтессори. Принцип педагогики Монтессори :»помоги мне сделать самому!» действителен для всех детей, с нарушениями в развитии или без них.

    Принцип действителен для всех: для маленького ребенка в возрасте один год, который кладет мяч в отверстие и наблюдает за ним, для ребенка, посещающего детский сад и познающего мир в занятих практической жизни или познающего десятичную систему исчисления путем хватания и трогания предметов, и для ребенка-школьника, упражняющегося в осмысленном чтении или вырабатывающего для себя систему чисел, для подростков и взрослых, которые чем-то интересуются и хотят охватить ту или иную область знаний.

    Менее известны занятия по методике Монтессори, так называемая Монтессори-терапия, построенная на принципах педагогики Марии Монтессори. Монтессори-терапия успешно применяется для детей или подростков, чей биологический возраст не совпадает с возрастом в их развитии, у которых имеются особенные сильные и слабые стороны.

    Основные постулаты педагогики Монтессори и Монтессори-терапии

    Педагогика Монтессори держится на трех «китах»:

    1. поведение педагога,

    2. «подготовленная среда»,

    3. Монтессори-материал.

    Монтессори-терапия включает в себя четвертого «кита»: интенсивное сотрудничество со всеми, кто заботится о человеке с особенными потребностями.

    Поведение Монтессори-педагога отличается от поведения воспитателя или учителя в привычном смысле. В то время, как учитель или воспитатель выступает в роли «руководящего лица», от которого ожидаются инструкции, и следит за тем, чтобы эти инструкции как можно скорее выполнялись, педагог в системе Монтессори является «служителем» ребенка, который определяет его потребности и приклыдывает усилия разбудить в нем интерес и любознание путем подготовки обучающей среды.

    Мария Монтессори сознательно выбрала для учителя понятие «слуга, служитель» : настоящий слуга держится на заднем плане и внимательно наблюдает, когда и где он будет востребован, когда и где он стал бы мешать. Слуга готов помочь и поддержать, если это необходимо, он надежен и приветлив, но никогда не навязчив, не мешает и не определяет действия ребенка.

    Что может принести терапия по Монтессори для детей и подростков с синдромом Вильямса-Бойрена?

    Наиболее часто встречающиеся проблемы у детей и подростков с СВБ (синдром Вильямса-Бойрена) – это проблема концентрации внимания и гиперактивность. Совершенно очевидно, что обе проблемы лучше всего «оседлать», если задание и предметы для выполнения задания представляют интерес, будят любопытство и соблазняют к «действию», ко всему еще и могут быть выбраны по собственному желанию. При проведении терапевтического занятия нужны правила, которые должны соблюдаться всеми детьми и не будет исключений из правил:

    1. каждое упражнение доводится до конца,

    2. весь материал должен быть убран на свои места по окончании задания,

    3. никто не должен мешать друг другу.

    Эти правила должны быть соблюдены всеми, даже если ребенку с нарушениями в поведении, возможно гиперактивностью, придерживаться их тяжело. В начале ребенок будет нуждаться в большей помощи, более ясных и понятных структурах, большей последовательности в действиях терапевта. Последний будет обязан проводить занятие так, чтобы оно было выполнимо для ребенка. Он должен не допустить отхождение от темы занятия и обеспечить успех.

    Каждый ребенок, каждый подросток и даже каждый взрослый испытывает гордость, или возможно даже чувство счастья, выполняя задание, которое ему было по силам и не превысило его возможностей. Сложность задания должна находится на верхней границе актуальных навыков и умений ребенка. Таким образом, растет концентрация внимания и выдержка, настоящие интересы, чувство собственной значимости и достоинства, а также осознание собственной личности.

    Мария Монтессори дает терапевту ясные указания, каким образом нужно предлагать материал ребенку, как нужно с ним разговаривать, какие последствия могут быть предприняты. Все Монтессори-педагоги придерживаются этих правил. Взрослым инвалидам терапия по Монтессори помогает приобрести более упорядоченное и устойчивое поведение, которое понятно другим. Терапия помогает детям лучше ориентироваться в своем окружении и находить для себя безопасность и границы ситуации, а также своё место в ней.

    Монтессори-педагоги (по возможности) не мешают. Они показывают путь или возможности на примере какой-либо демонстрации, уважают все попытки ребенка, найти путь, пока его действия «придерживаются» материала. Данное выражение часто не правильно понимают: «придерживаться» материала означает, что каждый предмет должен быть использован по своему назначению. Например, из стеклянного сосуда можно выливать (предназначение сосуда) или через него можно посмотреть и увидеть искаженное изображение, в зависимости от того, сосуд пустой или полный жидкостью (свойства стекла).

    Стеклянным сосудом нельзя стучать по другим предметам, чтобы «послушать разные звуки». Сосуд из стекла разобьется. Тут важнее следующее наблюдение: ребенок находит удовольствие в своих движениях и им самим воспроизводимым грохотом (звуках). Он наверняка должен испробовать себя в занятии на тему, где бы он имел возможность улучшить свои движения и слух.

    Монтессори-педагог предложил бы ребенку звучащее дерево или барабан и палочки. Монтессори-терапевт обратила бы ещё внимание на то, чтобы предлагаемые звуки были разными: напр. высокие и низкие тона различного дерева, или громкие и тихие звуки, производимые по барабану палочками из фетра или дерева. Терапевт должен обратить внимание ребенка на эти звуки, назвать их и ,используя радость ребенка в воспроизведении звуков, научить его слышать их, а используя язык, помочь найти новым понятиям место в системе детского языка.

    То, что Монтессори-педагог не мешает ребенку совсем не означает либеральный, свободный стиль общения с ним – правила должны быть соблюдены, в данном случае: грохот будет мешать другим. Свобода каждого, в том числе и ребенка с СВБ, заканчивается тогда, когда бывает затронута свобода другого ребенка или другого взрослого. Несмотря на то, свободы должно быть дано столько, сколько только возможно.

    Педагогика Монтессори предлагает свободу выбора:

    материала – он лежит на открытых полках и приглашает детей брать его, заниматься,

    времени – когда и как долго ребенок хотел бы с чем-то работать/играть,

    места – различные столы и стулья стоят в распоряжении детей, коврики, которые можно положить везде – кроме мест, где бы они мешали!,

    решение работать одному или с кем-то вместе,

    решение принять помощь и от кого, или проделывать работу одному,

    начать работу сегодня или наблюдать за работой других.

    Такая палитра возможного выбора предполагает способность принимать решения – чему ребёнок зачастую тоже должен научиться.

    Решиться на что-то (осознанно!) есть огромная духовная деятельность, которую нужно прививать ребенку уже в раннем возрасте и спрашивать с него выполнять ее.

    Все родители хотят для своих детей лучшее, и несмотря на это, действуют помимо воли ребёнка, не задумываясь и не замечая при том, что обращаются с ребёнком как с вещью, которая не имеет воли и чувств.

    Вот пара отрицательных, но повседневных примеров из моей частной практики:

    Матери жарко, она без слов снимает ребёнку свитер и не замечает, что своим действием она вырывает кубик из руки ребёнка, который он только что с усилиями взял в руку.

    Ребенок простужен, из носа течёт, но он пытается сконцентрироваться на упражнении. Однако отец, шумя ищет платок (что само по себе мешает концентрации ребенка), и без слов вытерает нос ребёнка.

    И то, и другое, быть одетым по температуре среды и держать нос чистым, необходимо и важно – это может служить первым шагом к принятию ответственности за самого себя и формированию самосознания: мать ждёт, пока интерес к кубику уменьшится. Затем спрашивает ребёнка: «мне так жарко – наверное и тебе тоже жарко – я сниму с тебя свитер и ты можешь продолжить играть».

    Что это означает для ребенка?

    мать уважает его «работу», его интерес и ждёт. Она способствует таким образом формированию у ребенка способности концентрироваться на чём-либо,

    затем она не ставит вопроса, а устанавливает факт, задает одно чёткое направление,

    к ребёнку обращаются, он узнаёт: важно слушать и слышать, у него вырабатыватся навык социального контакта с матерью,

    мать, называя понятия «жарко» и «снять свитер», устанавливает связь между ними, вырабатывая тем самым понимание речи, логической последовательности,

    возможно она называет слово «свитер» несколько раз, снимая его, чтобы ребенок мог запомнить его, возможно в скором времени употребить в речи

    (даже если ребенок на данный момент ещё не умеет говорить!),

    после того, как свитер был снят, мать не осознанно напомнит ребенку о только что происшедшем, возьмёт кубик в руки, покажет его ребёнку или положит его ему в руку. Возможно она воспользуется случаем и назовёт этот предмет, расширяя речь ребёнка,

    она даст ему возможность повторить всё (основная предпосылка к обучению)

    Причину поведения отца я не могу точно назвать. Возможно, что он действует так из уважения перед терапевтом, — может быть это сила привычки. Платки должны, особенно при простудах, быть в карманах штанов ребенка. Но и отца я бы попросила подождать, пока ребёнок закончит упражнение. Затем он мог бы обратиться к ребёнку: «из носа течёт – ты замечаешь?» Пр необходимости можно продолжить указания :»Возьми платок из твоего кармана – разложи его – можно, я тебе помогу?»

    Что это означает для ребенка?

    ребёнок видит в отце партнера, который с ним разговаривает,

    он улучшает свои ощущения в потребностях своего организма. Достаточно посмотреться в зеркало и убедиться в том, что чувствуешь.

    ребёнок может познать предмет и его предназначение: носовой платок,

    ребёнку прививается порядок, придеживаясь которого он сможет действовать в дальнейшем независимо ни от кого,

    его словарный запас расширяется и «познается»,

    ребёнок получает похвалу и признание того, что у него получилось, или

    он узнаёт, как помочь себе самому,

    он он узнаёт, что действовать надо следующим образом: если нос течёт, его надо вытереть, для этого нужет носовой платок.

    Все эти положительные моменты развивают в ребенке концентрацию внимания и терпение, они подают пример для подражания, которому ребёнок когда-то будет следовать.

    [img:f097b64e3a]http://forumimage.ru/uploads/20110329/130142567033007253.jpg[/img:f097b64e3a]

    Свободный выбор материала – материал расположен на открытых полках (см. фото 1) представляет для детей с СВБ особую сложность. Они должны научиться принимать решение. Без помощи педагога многие дети с синдромом Вильямса-Бойрена буквально «порхают» от одного материала к другому как «бабочки», берут различные предметы тут и там, трогают их, ощущают, но не начинают заниматься с данным материалом.

    Задача Монтессори-терапевта заключается в введении следующих правил:

    — сначала я смотрю, что здесь есть,

    я присматриваюсь, что мне нравится,

    я выбираю,

    я несу материал к моему рабочему месту,

    я работаю – играю – экспериментирую – мастерю – или даже делаю что-нибудь другое,

    я заканчиваю мою работу, мою игру, мой

    эксперимент, мою поделку,

    ставлю всё снова на поднос.

    отношу всё на полку, чтобы другой ребёнок мог бы работать с материалом.

    Монтессори-терапевт сопровождает ребёнка первое время при выборе материала, внимательно наблюдая, где загорится искра истинного интереса, и сможет предложить работу с материалом так, что ребёнку действительно захочется с ним работать.

    Сперва терапевт может ограничить свободный выбор рабочего места: она направит ребенка с выбранным им материалом на нейтральное место с минимумом факторов, отвлекающих ребёнка: это будет свободный стол, устойчивый стул, по возможности не качающийся, где взгляду ребенка ничего бы не мешало, возможно и место, отгороженное от посторонних звуков.

    Затем терапевт начинает демонстрацию материала, до сих пор не знакомого ребенку (стр. 26 и.д.). Это значит, что терапевт показывает ребенку преувеличенно точными движениями пользование материалом. При демонстрации материала терапевт должен отказаться от лишних движений руками.

    Продолжительность внимания у детей с синдромом ВБ зачастую короткая – они хотят в тот же момент начать действия, для них нелегко, сначала просто наблюдать за действиями терапевта. Тут скрывается идеальный шанс увеличить продолжительность внимания, отодвинуть порог разочарования как можно дальше. Во время своей демонстрации Монтессори-терапевт наблюдает за тем моментом, когда ребенок начинает терять свой интерес, отвлекается и именно тогда она поддерживает его, вовлекая в дальнейшую работу. Интерес ребенка снова просыпается, перерастая в активное со-трудничество с терапевтом.

    Во время работы с ребенком терапевт замечает способность ребёнка нести нагрузки. Она помогает ребенку так, чтобы упражнение ни в коем случае не могло быть брошено, чтобы ребенку удалось выполнить последнее движение самому и он смог бы ощутить: «у меня получилось! – я могу!». Это переживание является золотым ключиком к само-сознанию.

    Мы все учимся на повторениях. Однако повторения приносят удовольствие, когда мы видим шанс на успех. Монтессори-терапевт сможет организовать следующее занятие с повторением так, чтобы ребёнок, с приложением несколько больших затрат сил, но смог бы выполнить задание самостоятельно (напр. если уменьшить количество материала). Для терапии в целом важно создание внешних условий занятия: точные указания, не отвлекаться от работы, без помощи или в нужном случае с помощью педагога, доводить работу до успешного завершения.

    Свободный выбор времени в занятих по Монтессори относится к распорядку дня, для терапевтических занятий это касается повторений. Все упражнения построены так, что они могут быть повторены. Тем самым Монтессори-педагогика существенно отличается от других педагогических направлений: листок с заданиями заполнен и готов. Рабочая тетрадь с текстами, где нужно заполнить пробелы, не представляет никакого интереса, если пробелы уже заполнены.

    Весь Монтессори материал продуман так, что занимающемуся видно, когда данное упражнение закончится, а когда материал возвращается к своему исходному порядку, он как бы приглашает работать с ним снова.[img:f097b64e3a]http://forumimage.ru/uploads/20110329/130142591382007644.jpg[/img:f097b64e3a]

    Пример для детей в возрасте 12 месяцев:

    Упражнение состоит из: (см. фото 2)

    две бутылки в форме кегель (широкое горлышко), одна бутылка наполнена на 2/3 манной крупой (для детей с аллергией берётся кукурузная крупа),

    воронка, достаточно широкая, чтобы высыпать крупу за один раз,

    поднос.

    Цели этого упражнения:

    тренировка координации рук и глаз,

    попадание воронкой в горлышко бутылки,

    координация обеих рук пр высыпании,

    по-знание: крупа сыпется через воронку и одна из бутылок наполнена крупой, а другая пуста.

    Данное упражнение закончено, как только крупа пересыпана из бутылки в другую. Ребёнок мог бы проверить, не упала ли одна крупинка мимо бутылки и подобрать её. Но мне не повстречался ещё ни один ребёнок, который бы остановился, пересыпав крупу только один раз. Это упражнение вызывает у ребёнка желание повторять его несколько раз. Я видела своими глазами, как один из детей не «насытился» пока не повторил персыпание почти пятьдесят раз. Затем он, довольный и успокоенный, предался следующему занятию.

    Пример для детей-школьников:

    Клоун весёлый грустный

    Стол накрытый прибранный

    Карандаш отточенный тупой

    Роза расцветшая увядшая

    Гусь спящий гогочущий

    Бутылка полная пустая

    Кошечка мурлыкающая спящая

    Стакан использованный чистый

    Полотенце сухое мокрое

    Для упражнения в употреблении прилагательного нужны карточки с существительными, которые дополняются прилагательными.

    [url=http://forumimage.ru/show/3231412][img:f097b64e3a]http://forumimage.ru/thumbs/20110329/130142606139009190.jpg[/img:f097b64e3a][/url]

    #4989
    nata_katze
    Участник

    Сначала ребёнок раскладывает карточки с существительными, затем думает и подбирает подходящее прилагательное. Например карточка с прилагательным подходит к первому существительному, в то место она и помещается (см. фото 3). Когда каждая карта заполнена прилагательными, ребёнок проверяет по контрольной карте, правильно ли он заполнил пробелы.

    Затем он может решить, как ему работать дальше или прекратить упражнение:

    он может переписать словосочетания в тетрадь,

    он может проиллюстрировать словосочетания рисунками,

    он может написать и нарисовать,

    он может взять оставшиеся прилагательные и приложить их к существительным,

    он может сделать это упражнение с самого начала,

    он может составить из словосочетаний предложения-бессмыслицы,

    он может подозвать друга и прочитать ему найденные словосочетания,

    он может убрать карточки, положить их на полку и закончить данное задание.

    Множество этих возможностей побуждают к дальнейшей работе с материалом. Степень трудности задания выбирается самим ребёнком. Для детей, чувствующих себя неуверенно, важно иметь возможность повторить одно и тоже задание абсолютно без всякого давления и чувства стыда, при том стать увереннее и быстрее в решении задания.

    Цель данного упражнения :

    тренировка чтения с пониманием смысла,

    повторение разных частей речи,

    обретение уверенности в себе : «я могу! – я умею!»

    Для проведения заданий на проверку самого себя и укрепления личности ребёнка необходимы следующие условия:

    Подготовленная среда.

    В подготовленной среде Монтессори-педагог может обратить внимание на все то, что имело бы положительное влияние на ребёнка, будь то побуждающие стимулы или уводящие. Создаваемая педагогом среда может побуждать ребёнка к действию, предлагая ему разные ситуации, она же может быть создана так, чтобы «увести» «убрать» мешающие факторы и сохранить уверенность ребёнка и сконцентрировать его внимание на работе, напр. если разделить помещение на определённые места для разных видов работы.

    Ситуации, создаваемые педагогом-Монтессори побуждают детей к действию, они охотно «работают» и проявляют терпение. Шумовой фон в Монтессори — группе в целом меньше, чем в обычной группе детского сада.

    В любом случае, имеет смысл, ребёнку с синдромом Вильямса-Бойрена отвести место — «это твоё рабочее место», которым он будет гордиться, потому как он сам будет его искать и садиться «работать», каждый раз, когда он будет серьёзно заниматься с каким-то материалом. Только терапевт будет знать, почему выбрано именно это место: оно защищено от посторонних отвлекающих шумов, дает ребёнку уверенность своим постояннством.

    Введение в работу с материалом Монтессори

    Материал Монтессори есть развивающий материал, это означает: каждое упражнение имееть свою цель, в тоже самое время подготавливает ребёнка к достижению этой цели. Пример: чистить ботинки. Дети учатся чистить свою обувь. В тот момент, когда они смогут почистить обувь своим домочадцам, эта «работа» сделает их активными членами семьи и придаст им чувство собственного достоинства. Совершенно незаметно для себя дети тренируют мелкую моторику, моторику пальцев для письма. Они учатся двигать и нажимать указательный и средний пальцы ведущей руки, пока обувь не станет чистой. Позднее, когда ребёнок начнёт учиться письму, естественное держание карандаша и умеренный нажим уже подготовлены.

    Монтессори-материал разделен на следующие темы:

    материалы для усвоения навыков обыденной жизни,

    сенсорный материал,

    математический материал,

    материал для развития речи, письма и чтения,

    материал по космическому воспитанию.

    Упражнения по усвоению навыков обыденной жизни охватывают все виды деятельности, необходимой в быту. Сюда относятся такие виды деятельности, как открыть и закрыть дверь, водопроводный кран, перенести предметов, вытирать стол, чистить предметы, подметать пол, ухаживать за цветами, мыть посуду, чистить обувь, стирать бельё, вывешивать и гладить бельё, накрывать на стол, обслуживать сидящих за столом людей, а так же ухаживать за самим собой: мыть руки, одеваться, чистить нос при насморке, контролировать себя перед зеркалом: чисто ли и правильно ли я одет? ухоженно ли я выгляжу?

    Упражнения по приобретению бытовых навыков служат появлению и выработке умений и навыков. Ещё больше они служат социальной интеграции в группу. Представьте себе, кто-то не умеет закрывать кран до конца, хлопает каждый раз дверьми, тащит за собой стул и стукает его о другие вещи. Также не приятно быть рядом с кем-нибудь, у кого течёт из носа, кто не умеет аккуратно есть за столом, кто кладет пальцы в рот и размазывает слюну.

    Данные факторы, мешающие самому ребёнку и его коружающим, можно избежать, если заниматься с ребёнком упражнениями по приобретению бытовых навыков, чтобы они постепенно перешли в хорошие привычки, формирующие нормальное поведение. Сумма мешающих факторов у какого-либо члена группы отягощает соприбывание с ним. А с другой стороны, представьте себе, какой положительный отзыв о себе может заработать ребёнок: «иногда он гиперактивен и это иногда мешает, но за столом он всегда внимателен – сразу видит, кому надо добавить в стакан напиток.»

    Сенсорные материалы были названы Марией Монтессори «ключом к миру». Работа с этим материалом не имеет цели как другие упражнения. Сенсорные материалы раскрывают взгляд ребёнка на мир, на среду и помогают смотреть на нее с различных точек зрения, кроме того сенсорный материал оказывает помощь в упорядочивании впечатлений и соотношений между вещами и явлениями окружающей среды.

    [img:b0b9dc0dbe]http://forumimage.ru/uploads/20110329/130142627980001533.jpg[/img:b0b9dc0dbe]

    Один пример (см. рис. 4): коричневая лестница состоит из кубических паралле-лепипедов, или кубоидов, одинаковой длины, каждый по 20 см. Периметр кубоидов разный. Самый тонкий кубоид имеет ширину 1 см, периметр 4 см, следующий шириной 2 см, периметр 8 см, третий кубоид шириной в 3 см имеет периметр 12 см и т.д. Самый толстый кубоид шириной 10 см – периметром в 40 см.

    [img:b0b9dc0dbe]http://forumimage.ru/uploads/20110329/130142631148001193.jpg[/img:b0b9dc0dbe]

    Признаки «толстый» и «тонкий» становятся очевидными, как только ребёнок начинает работать с этим материалом.

    Понятия к этим признакам сообщаются ребёнку в трёхступенчатом уроке (см. стр. 31 и т.д.).

    Уже скоро ребёнок сможет перенести свои познания на окружающую среду: при прогулке на природе можно увидеть толстую ветку, тонкую ветку и ещё одну толстую ветку…

    Таким образом образуется связь: толстый и тонкий не абсолютные величины, они состоят в связи друг с другом, в соотношении. Это и представляет собой коричневая лестница.

    Кубоид с периметром 40 см толстый, а тот, чей периметр 4 см, тонкий. Если взять кубоиды периметрами 32 см и 12 см, так же очевидны понятия «толстый» и «тонкий».

    Если мы сравним тонкий кубоид периметром 12 см и кубоид с периметром 4 см, то тот кубоид с периметром 12 см, который мы только что назвали «тонким», вдруг окажется «толстым».

    Такое познание взаимосвязей или соотношений является очень важным для развития языка ребёнка – оно открывает путь к абстрактному мышлению уже тогда, когда ребёнок ещё занимается интенсивно конкретными предметами и конкретными понятиями.

    Сенсорный материал изготовлен специально для каждого вида ощущения. То есть, в Монтессори-педагогике имеется материал, предназначенный зрению, слуху, обонянию, вкусу, осязанию (тактильным ощущениям), чувствам, ощущению веса и давления, а также материал для развития пространственного восприятия.

    Каждый вид ощущения вводится отдельно, обрабатывается ребёнком, лишь позже знания о каждом из них соединяются в целое.

    Выражаясь языком Монтессори-педагогики, это есть «изоляция свойств» и «изоляция трудностей». Подобная изоляция особенно важна детям с проблемами в области восприятия и обучения. Дети получают возможность сконцентрировать свои чувства и мысли на одной теме, на одном предмете, понять его, познать и присвоить знания себе. Только затем происходит расширение познанного, соединение с целым.

    Мария Монтессори сказала: «У человека математический дух».

    Материал по математике продуман так, что множества/количества берутся в руки, трогаются, ощущаются, все арифметические операции (сложение, отнимание, умножение и деление) могут быть выложены на конкретном материале и пережиты ребёнком, а затем быть понятыми.

    Маленькие дети любят большие цифры! Как только возникает интерес ребёнка к цифрам и множествам, родители могут услышать примерно такой счёт: раз-два-три-пять-восемь-девять-сто-тысяча-триллион. Большие цифры завораживают детей, даже если пока за ними не кроется никакого представления о действительном количестве.

    Такое представление о количестве вырабатывают «Монтессори-дети» в возрасте от 3 до 7 лет, например путём введения в десятичную систему.

    [img:b0b9dc0dbe]http://forumimage.ru/uploads/20110329/1301426377930073100.jpg[/img:b0b9dc0dbe]

    На подносе лежат (см. фото 6)

    — одна стеклянная бусина единица

    — десять таких стеклянных бусин, надетых на проволоку десятка

    — десять десяток, связанных друг с другом сотня

    — десять сотен, связанных друг над другом в куб тысяча

    Ощущение разницы между единицей и тысячей оказывает огромное впечатление, даже многие взрослые испытывают удивление!

    Понятия и названия вводятся опять в три этапа и заучиваются.

    Затем дети могут «считать» так: «дай мне две тысячи», «дай мне две десятки», «дай мне пять сотен и одну единицу», « дай мне четыре тысячи, три сотни и девять десяток», «дай мне шесть тысяч, ноль сотен, восемь десяток и три единицы». «А сколько ты хочешь?»

    Таким образом выстраивается реальное представление о множествах. Материал раскладывается каждый раз так, как он позже будет записан цифрами. Тысячи слева, единицы справа. Шаг к основным арифметическим действиям происходит практически сам по себе.

    Нужно упомянуть один важный принцип занятий с материалами: радость действия и понимание связей важны в кажждом арифметическом действии, ошибки в математических действиях (пока) не представляют никакого интереса и потому не затрагиваются, пока ребёнок сам не проявит потребность в «правильных» ответах.

    Математический материал имеется для всех разделов математики, даже дроби и корни из чисел представлены Монтессори-материалом.

    «Математический дух» просыпается в ребёнке гораздо раньше, чем он начинает занятия с математическим материалом. Математические способности детей затрагиваются всеми материалами Монтессори в любой области, в практических навыках или в разделе чувств (сенсорики).

    Почти в каждом упражнении на пересыпание или вычерпывание ребёнок познаёт «полно» и «пусто», а равное распределение чего-либо подготавливает ребёнка к дробям, если ребёнок проверяет остаток – он уже имеет основу представления о вычитании.

    Весь сенсорный материал пронизан «математическим духом». Десять кубоидов, чья ширина увеличивается на один сантиметр, дают первое представление о квадратах разной величины, если посмотреть на них со стороны.

    Математику можно найти и в ритме (распределении времени) рифм, в палчиковых играх и детских песнях. Разговаривать, играть и петь с нашими детьми очень важно – даже если слабый мышечный тонус и задержка речи не позволяет им повторять за вами!

    Язык является одним из важнейших средств коммуникации. Многие люди оценивают партнёра по его способности выражаться словесно. Детям с синдромом Вильямса-Бойрена их выдающиеся способности в языке могут стать помехой: они обладают даром воспринимать речь, повторять, воспроизводить услышанное, зачастую не понимая содержания полностью. Они с радостью находят новые контакты, вступают в разговор, который не всегда наполнен смыслом, а иногда и бессмыслицей.

    Монтессори использует речь и материал для развития речевых навыков детей.

    Слова-пустышки можно избежать наилучшим образом, если их наполнять смыслом. По этой причине, как можно раньше, ещё задолго до того, как ребёнок сам начинает держать предмет и разговаривать, нужно наполнять речь предметами и их свойствами, чтобы ум ребёнка находил пищу.

    Монтессори-терапевт работает с дополнительным сенсорным материалом и предлагает ребёнку впечатления, которые она называет в речи ( напр. колючая шишка – гладкий шарик, легкий пластиковый шарик – тяжёлый каменный шар, мягкий шарик из ваты – твёрдый шар).

    Можно наблюдать, как быстро дети развивают речь. Они показывают понимание речи задолго до того, как они научатся отвечать: радостной мимикой, ожидающей или отказывающей, минимальными движениями в сторону терапевта или предмета, а также отворачиваясь, отклоняясь.

    Языковое развитие нужно постоянно расширять, новыми предметами, называя их и их свойства, которые можно затем использовать в речи. Подобные речевые занятия должны помогать родителям детей, находить новые темы для разговора – таким образом дети привыкают слушать.

    Одним из принципов Монтессори-педагогики является «изоляция трудностей». Чтение и письмо рассматриваются как две различных задачи, потому что их предпосылкой являются различные навыки.

    Некоторые дети с удовольствием упражняются в движении и не интересуются знаками и символами. Другие дети заинтересованы в знаках, хотя их моторика ещё недостаточно развита.

    Многие дети с синдромом Вильямса-Бойрена принадлежат именно к последней группе. Неожиданно они проявляют интерес к букве «М» на вывеске «Макдональдса», они ищут вместе с мамой «П», которая означает «парковка машин». Есть ряд других признаков, указывающих на их повышенный интерес к буквам. Именно в это время важно предложить ребёнку материал для развития его речевых навыков.

    Буквы, изготовленные из наждачной бумаги, являются таким языковым материалом Монтессори.

    Каждую букву вырезали из наждачной бумаги и наклеивали на гладкую дощечку. Этот принцип дошёл и до нас: величина букв должна соответствовать величине рук 4-5 летнего ребёнка.: указытельный и средний палец могут обвести букву по направлению её написания.

    #4990
    nata_katze
    Участник

    [img:c0e50d8376]http://forumimage.ru/uploads/20110329/13014265053400382.jpg[/img:c0e50d8376]

    Монтессори-педагоги предлагают ребёнку ознакомится одновременно с тремя-четырьмя буквами (см. фото 7) и обучают им в процессе трёхступенчатого урока.

    Ребёнок ощущает буквы, с большей или меньшей точностью, получает удовольствие от воспроизведения звуков. Вместе с педагогом к большим буквам ищутся слова с большой буквы, к маленьким буквам – слова с маленькой буквы. Побочным эффектом ощущения букв руками является развитие моторики, а что более важно: движение пальцев, водящих по букве, оставляет отпечаток формы в памяти ребёнка. Мария Монтессори называет это памятью мышц.

    [img:c0e50d8376]http://forumimage.ru/uploads/20110329/130142653470008381.jpg[/img:c0e50d8376]

    Многие дети учатся таким образом читать. Тот факт, что они ещё не умеют писать, совсем не мешает. Когда у ребёнка появляется потребность сделать «письменное сообщение», ему можно предложить специально разработанный материал, который называется «движущийся алфавит». При помощи такого алфавита ребёнок может выкладывать отдельные слова так, как он их слышит. Взрослому следует порадоваться успеху ребёнка. Ни в коем случае нельзя исправлять слово, находить ошибки, иначе можно испортить радость и разрушить мотивацию ребёнка заниматься буквами.

    Следующим этапом после знакомства с буквами являются разнообразные упражнения на чтение, на грамматику и правописание. Тексты на чтение берутся из раздела «Космическое воспитание», то есть являются более научно-познавательными чем детскими.

    Космическое воспитание охватывает такие предметы, как природо- и краеведение, биология, география, физика, химия, защита окружающей среды.

    И здесь отличается Монтессори-педагогика от обычных общеобразовательных программ. Каждый раздел (предмета) вводится как обзор целого, для того, чтобы позднее дети без усилия нашли отдельным темам место в системе целого и установили связи между отдельными темами.

    Краткое содержание Монтессори-педагогики

    Все пять разделов Монтессори-педагогики (обыденные навыки, сенсорика, математика, речь и язык, космическое воспитание) применимы уже к очень маленькому ребёнку. В Монтессори-педагогике нет такого высказывания: «ты ещё не можешь этого, ты ещё мал!» Для всех пяти разделов действуют одинаковые принципы:

    сначала всё должно быть представлено конкретно, наглядно, доступно для рук и быть пригодным к действию,

    всякий учебный материал ведёт ребёнка к абстрактным операциям, в зависимости от материала через большие или меньшие шаги,

    ребёнок сам определяет свой темп и шаги в работе с материалом,

    повторения поощряются, так как каждое повторение укрепляет заученное.

    «Помоги мне сделать это самому!» означает также «Помоги мне только тогда, когда я пожелаю!»

    Каждый материал, каждый образ действия вводится показом через педагога,

    Занятия по языку и речи вводятся трёхступенчатыми уроками.

    [img:c0e50d8376]http://forumimage.ru/uploads/20110329/130142663147009659.jpg[/img:c0e50d8376]

    Показ или Демонстрация материала

    Показ или представление материала, а также трёхступенчатые уроки отличаются от уроков в «нормальной педагогике» так сильно, что я хотела бы привести два отдельных примера.

    На полке стоят различные материалы для упражнений «черпание», «переливание» и «закручивание», а также коробочки с сюрпризами. (см фото 9)

    Ребёнок выбирает упражнение на «переливание».

    [img:c0e50d8376]http://forumimage.ru/uploads/20110329/13014266687500523.jpg[/img:c0e50d8376]

    На подносе стоят ( фото 10):

    кувшин с подкрашенной водой,

    несколько различных маленьких бутылочек с закручивающимися крышками,

    воронка,

    губка.

    Монтессори-терапевт показывает ребёнку преувеличенно точными движениями, не разговаривая, (принцип изоляции трудностей, ребёнок должен сконцентрироватся на действии) , что ему нужно делать.

    1. Подготовка рабочего места:

    она ставит поднос аккуратно на стол,

    поворачивает его так, чтобы с предметами было удобно работать,

    ставит все бутылочки в один ряд с подноса на стол,

    поворачивает ручку кувшина в сторону рабочей руки ребёнка,

    кладёт губку на сторону не-рабочей руки ребёнка.

    [img:c0e50d8376]http://forumimage.ru/uploads/20110329/130142684545005865.jpg[/img:c0e50d8376]

    [img:c0e50d8376]http://forumimage.ru/uploads/20110329/130142686283009686.jpg[/img:c0e50d8376]

    1. Работа:

    терапевт ставит бутылочку, стоящую в ряду слева не-ведущей (не-рабочей) рукой, на поднос,

    откручивает крышку ведущей (рабочей) рукой и кладёт её на стол, там где только что стояла бытылочка,

    ставит воронку на бутылочку, поддерживая её не-ведущей рукой,

    наливает жидкость в бутылочку, постоянно проверяя глазами, пока она не наполнилась,

    проверяет носик кувшина, не остались ли капли,

    вытерает носик губкой,

    ставит кушин.

    Затем она берёт крышку и закручивает её на бутылочку,

    ставит бутылочку на её место в ряду.

    Потом терапевт берёт вторую буылочку слева и повторяет действия с первой бутылочкой.

    Она продолжает действия, пока все бутылочки не будут наполнены и кувшин не опустеет

    Теперь: задание выполнено – я могу закончить это занятие, если пожелаю, или я продолжаю упражнение.

    2. Окончание работы:

    Монтессори-терапевт снимает крышку с кувшина и кладёт её на стол за подносом со стороны своей ведущей руки,

    она ставит кушин на середину подноса,

    кладёт губку на поднос со стороны ведущей руки,

    воронку за поднос, справа от бутылок.

    она берёт не-ведущей рукой первую бутылочку слева,

    откручивает ведущей рукой крышку с бутылочки и кладёт её на место, где она стояла,

    выливает воду из бутылочки в кувшин,

    обращает внимание на капли, которые могут остаться на носике кувшина. Терапевт, выдерживает момент, когда капля сама падает в кувшин (если это не удается, носик кувшина вытирается губкой),

    продолжает действие до тех пор, пока все бутылочки не будут пусты.

    Затем кувшин закрывается крышкой. Терапевт ставит его в сторону на столе.

    Теперь проверяется поднос: видны упавшие на поднос капли?

    Если поднос мокрый, она приносит кухонное полотенце и тщательно вытирает весь поднос.

    Вытирание большой поверхности должно происходить плавными движениями слева сверху по направлению вниз и снова вверх – мягким зигзагом сверху вниз – или с левой стороны в правую сторону и так сверху до низа.

    Затем терапевт оборачивает полотенце вокруг указательного и среднего пальцев и вытирает край подноса.

    Она переворачивает поднос, осматривает низ подноса, не мокрый ли он. Вытирает, если и эта сторона подноса мокрая.

    полотенце кладётся в сторону, и снова происходит зрительная проверка : «всё ли вытерто?» «чисто?»,

    поднос снова переворачивается: «сухо?», «чисто?»,

    затем терапевт проводит ладонью по нижней части кувшина и вытирает его, если нужно,

    таким же образом она проверяет все бутылочки,

    вытирает насухо воронку,

    моет губку под краном с водой, выжимает его,

    кладёт губку на поднос, рядом кладёт воронку,

    сначала встает сама,

    затем аккуратно берёт в руки поднос и уносит его на место на полке, или спрашивает ребёнка, не желает ли он приняться за работу.

    Чему учится ребёнок, наблюдая показ или демонстрацию материала?

    он может наблюдать за действиями, где движения и сила точно рассчитаны,

    он видит, в каком порядке находятся предметы, и какую руку лучше использовать при выполнении определённых действий.

    Ребёнок видит правильное использование рабочего места: материал стоит так, чтобы манипуляции им были эргономичными: ничто не мешает, предупреждая «аварии» при работе.

    Ребёнок тренирует внимательность и выдержку,

    он тренирует также терпимость, когда ему хотелось бы уже приняться за действия, но он должен ещё ждать,

    действия с материалом происходят слева направо, что является подготовкой к направлению чтения и письма,

    ребёнку сообщается внимательное обращение с материалом и соблюдение деталей

    а также последовательность действий, наполненный смыслом распорядок работы,

    радость повторения,

    контроль ошибок

    и терпение и выдержка, пока все материалы не вернутся в своё исходное состояние.

    Какие навыки приобретает ребёнок, повторяя действия с матералом?

    он учится ориентироваться, прежде чем брать что-то с полки,

    он учится выбирать, принимать решение и это помогает ему быть более спокойным и уравновешенным,

    он несёт свой материал к рабочему месту и тренирует при этом воординацию движений и ориентацию в пространстве,

    он учится справляться с непредвиденными ситуациями, как например бутылочка начинает скользить по подносу и падает на пол. Как действовать? Наклониться, чтобы поднять бутылочку и при том опрокинуть остальные материалы? Или сначала поставить поднос на стол и затем поднять бутылочку?

    Ребёнок учится организовывать своё рабочее место. Куда поставить или положить материалы, чтобы их было удобно брать и не «спотыкаться» при работе с ними,

    Он учится доводить своё занятие до конца. Ясная структура материалов Монтессори и занятий с ними точно указывает, где конец занятия.

    благодаря контролю над ошибками ребёнок имеет возможность оценить свою работу и поправить ошибки,

    контроль над ошибками помогает приобрести ребёнку уверенность в себе и независимость от взрослого,

    а также ребёнок учится принимать свои ошибки и помогать себе самому,

    он развивает мелкую моторику, координацию глаз и рук, своё зрительное, слуховое и пространственное восприятие,

    вытирание подноса полотенцем помогает тренировать правильное держание карандаша при письме,

    ребёнок учится быть выносливым,

    он улучшает свою терпимость к неудачам и ошибкам.

    Позднее, повторяя упражнение с переливанием, ребёнок развивает речь и наблюдает физические явления, находя для них объяснения.

    #4991
    nata_katze
    Участник

    опять огромное спасибо одной из мам за супер перевод!!!

    #4992
    Анна и Арина
    Участник

    Девочки! Какие же вы умнички!!!!!! Спасибо огромное за такой труд и подробное описание!

    #4993
    nata_katze
    Участник

    спасибо Анна за добрые слова))))))

    #4994
    ЛилияЛилия
    Участник

    ПРИСОЕДИНЯЮСЬ!!! ОГРОМНОЕ ВАМ СПАСИБО!!! ЭТО ДЕЙСТВИТЕЛЬНО ВАЖНАЯ ИНФОРМАЦИЯ ДЛЯ НАС!!! @}->—

    #4995
    lifemary
    Участник

    большое спасибо!

    а у вас есть оригинал этой книги в электронном виде?

    #4996
    nata_katze
    Участник

    [b:2fcf3a667c]lifemary[/b:2fcf3a667c]

    спасибо за спасибо)))))), к сожалению у меня только сама книга и оригиналом в эл. виде я не владею. единственное, что я смогла бы )) так это сфотографировать некоторые статьи, сканера у меня нет((((, оглавление есть в одной из тем форума)))))))

    #4997
    lifemary
    Участник

    это было бы здорово!:) спасибо за наводку, сейчас поищу) кстати, с Наступившим Новым Годом!))

    #4998
    НастяНастя
    Участник

    Я нашла страничку с подробным описанием занятий для развития внимания,памяти,мышления,речи,игры.Вообщем все для развития тонкой и общей моторики по системе Марии Монтессори.Может кому понадобиться? http://adalin.mospsy.ru/l_01_00/l_01_11.shtml

    #4999
    НастяНастя
    Участник

    вроде что-то не так сделала вот попробуйте так http://adalin.mospsy.ru/l_01a_01.shtml

Просмотр 13 сообщений - с 1 по 13 (из 13 всего)
  • Для ответа в этой теме необходимо авторизоваться.