Развитие мелкой моторики для детей до года

Главная Форумы Терапии, лечение, развитие Развитие мелкой моторики для детей до года

В этой теме 1 ответ, 1 участник, последнее обновление Masha Masha 6 года/лет, 9 мес. назад.

Просмотр 2 сообщений - с 1 по 2 (из 2 всего)
  • Автор
    Сообщения
  • #68028
    Masha
    Masha
    Участник

    Тема: Развитие мелкой моторики для детей до года

    #68029
    Masha
    Masha
    Участник

    Вы хотите, чтобы ваш малыш благополучно и активно развивался, чтобы он рано начал говорить, а речь его была правильной? Оказывается, все дело в пальчиках, точнее в хорошо развитой мелкой моторике. Поэтому начинать работу нужно как можно раньше.

    Развивать мелкую моторику можно и нужно уже в младенческом возрасте – с первого месяца. Для этого достаточно ежедневно делать массаж ладоней и пальцев рук. Одной рукой придерживайте ручку малыша, а другой производите массирующие движения: поглаживайте ладошки с внутренней стороны, разминайте каждый пальчик от ноготка к основанию, постукивайте по подушечкам.

    Стимулируйте хватательный рефлекс: вкладывайте свои пальцы в ладошки, а когда малыш крепко схватится, потяните его на себя. В первые месяцы жизни пальчики малыша сжаты в кулачок и расслабляются лишь во время сна, поэтому очень удобно делать массаж пока малыш отдыхает. Массаж поможет не только развивать моторику, но и снять напряжение и гипертонус.

    А когда малыш бодрствует, массируйте его пальчики, называя каждый по имени. Так малыш еще и выучит названия пальчиков. Можно делать «фруктовый» массаж: на руке 4 пальчика по 3 фаланги. Массируйте от ноготка к основанию пальчика каждую фалангу и приговаривайте:

    А-пель-син

    Ман-да-рин

    А-на-нас

    А-бри-кос

    Большой пальчик – две фаланги: фрук-ты. А на другой руке можно сделать «цветочный» массаж:

    Ро-маш-ка

    Ва-си-лек

    Ли-ли-я

    Гвоз-ди-ка

    Большой пальчик – цве-ты.

    С месяцев трех – четырех для массажа можно использовать колючий мячик (его можно купить в аптеке). Поглаживайте им ладошки малыша, приговаривая:

    Гладь мои ладошки еж.

    Ты колючий, ну и что ж.

    Я хочу с тобой поладить,

    Я хочу тебя погладить.

    Так же для массажа можно использовать шишки, каштаны, грецкие орехи.

    Очень важной частью работы по развитию мелкой моторики являются «пальчиковые игры». Игры эти очень эмоциональны и увлекательны. Они способствуют развитию речи, творческой деятельности. В ходе «пальчиковых игр» дети, повторяя движения взрослых, активизируют моторику рук. Тем самым вырабатывается ловкость, умение управлять своими движениями, концентрировать внимание на одном виде деятельности.

    «Пальчиковые игры» – это инсценировка каких-либо рифмованных историй, сказок при помощи пальцев. Многие игры требуют участия обеих рук, что даёт возможность детям ориентироваться в понятиях «вправо», «влево», «вверх», «вниз» и т.д.

    С малышом до года тоже можно играть в пальчиковые игры. Стишки должны быть короткими, чтобы не наскучить малышу, и не сложными.

    Хлопайте в ладошки вместе с малышом, приговаривая:

    Ой, ладушки – ладушки

    Испечем оладушки!

    На окно поставим,

    Остывать заставим.

    А остынут – поедим

    И воробушкам дадим.

    Воробушки сели,

    Оладушки съели,

    Оладушки съели –

    Шу-у-у!.. и улетели!

    Разгибайте пальчики малыша, напевая при этом такие песенки:

    Этот пальчик дедушка,

    Этот пальчик бабушка,

    Этот пальчик папочка,

    Этот пальчик мамочка,

    Этот пальчик Я.

    Это вся моя семья!

    Мальчик-пальчик,

    Где ты был? Где ты был?

    С этим пальцем в лес ходил, в лес ходил.

    С этим пальцем щи варил, щи варил.

    С этим пальцем кашу ел, кашу ел

    С этим пальцем песни пел, песни пел.

    Этот пальчик хочет спать,

    Этот пальчик прыг в кровать!

    Этот пальчик прикорнул,

    Этот пальчик уж заснул.

    Тише пальчик, не шуми,

    Братиков не разбуди…

    Встали пальчики, ура!

    В лес гулять идти пора.

    Очень скоро малыш, услышав знакомые стишки, будет сам приводить в действие свои пальчики.

    Ближе к году приступайте к более сложным пальчиковым играм. Читая стих или потешку, показывайте крохе движения его руками. Например:

    Мы капустку рубим, рубим,

    Мы капустку солим, солим,

    Мы капустку трем, трем,

    Мы капустку жмем, жмем.

    Движения прямыми ладонями вверх вниз, поочередное поглаживание подушечек пальцев, потирать кулачок о кулачек. Сжимать и разжимать кулачки.

    У Маланьи у старушки Хлопки в ладоши. Жили в маленькой избушке Сложить руки углом, показать избушку.

    Десять сыновей, Показать десять пальцев.

    Все без бровей, Показать пальчиком брови

    Вот с такими ушами, Показать ушки

    Вот с такими носами Показать носик

    Вот с такими усами, Очертить пальцами усы.

    Вот с такой головой, Очертить большой круг вокруг головы.

    Вот с такой бородой! Показать руками большую окладистую бороду

    Они не пили, не ели, Одной рукой поднести ко рту «чашку», другой – «ложку».

    На Маланью все глядели, Держа руки у глаз похлопать пальцами, как ресницами.

    И все делали вот так… хлопки в ладоши

    Две ладошки прижму

    И по морю поплыву.

    Две ладошки, друзья, –

    Это лодочка моя.

    Паруса подниму,

    Синим морем поплыву.

    А по бурным волнам

    Плывут рыбки тут и там.

    На первые строчки две ладони соединить лодочкой и выполнять волнообразные движения руками. На слова «паруса подниму» – поднять выпрямленные ладони вверх. Затем имитировать движения волн и рыбок

    На моей руке пять пальцев,

    Пять хватальцев, пять держальцев.

    Чтоб строгать и чтоб пилить,

    Чтобы брать и чтоб дарить.

    Их не трудно сосчитать:

    Раз, два, три, четыре, пять!

    Ритмично сжимать и разжимать кулачки. На счет – поочередно загибать пальчики на обеих руках.

    Кроме тог, для развития мелкой моторики необходимы правильные игрушки. Это бусы, шнуровки, матрешки, пирамидки и т.д. Некоторые из них можно сделать самим. Например, можно нанизить на шнурок различные пуговицы – разных цветов, размеров, формы. Шнурок крепко завяжите, чтобы малыш не смог снять пуговку. Получились бусы. Пусть кроха теребит их, стучит ими, перебирает пальчиками, гоняет пуговки по шнурку. Сшейте несколько разноцветных мешочков из разной ткани: мягкого бархата, грубого льна, гладкого шелка и т.д. Пару мешочков можно связать: из колючей шерсти и пушистого мохера. Заполните их различными наполнителями: рисом, горохом, фасолью, желудями, орехами, крупной солью. Теребя такие мешочки в руках, малыш не только делает сам себе массаж пальчиков, но и знакомится с новыми тактильными ощущениями.

    Основные этапы развития мелкой моторики у детей до 1 года:

    1 месяц – действует хватательный рефлекс. Ладонь преимущественно закрыта. Сохраняется гипертонус, который не дает пальцам двигаться свободно.

    До 2-х месяцев – старается делать хватательные движения руками. Протягивает ручки, но не может дотянуться до предмета и схватить его. Гипертонус еще присутствует.

    2 месяца – ладошки чаще слегка раскрыты. Сохраняется хватательный рефлекс. Гипертонус потихоньку уходит.

    Конец 3-го месяца – ладонь полураскрыта. Протягивает ручки к предметам, которые находятся в поле зрения, ощупывает пеленку, тянет предметы в рот.

    3 месяца – дотягивается до игрушки, ударяет по ней, но не может схватить, промахивается.

    Конец 4-го месяца – ладошки чаще полураскрыты. Начинает играть своими руками. Любой предмет берет двумя руками. Тянет игрушки в рот.

    4 месяца – стремится дотянуться до предметов, которые находятся в поле зрения. Хватает предмет, прикоснувшись к нему. «Загребает» предмет, а не берет рукой, держит его, прижимая согнутыми пальцами к ладошке.

    5 месяцев – кисть раскрывается. Дотрагивается до игрушки, берет ее сначала одной рукой, затем другой и рассматривает.

    6 месяцев – дотягивается до предмета и хватает его всей рукой. Перекладывает игрушку из одной руки в другую. Чтобы взять вторую игрушку, роняет первую. Берет предметы указательным и большим пальцами.

    7-8 месяцев – хватает каждой рукой по предмету, и непродолжительное время держит их. Может держать кольцо пальцами, не касаясь ладони.

    8-9 месяцев – когда предлагают еще одну игрушку, не роняет первую, а держит в руках обе или откладывает первую игрушку в сторону. Намеренно роняет предметы на пол.

    10 месяцев – осваивает пинцетный захват. Стучит игрушками друг об друга.

    11-12 месяцев – захватывает маленькие предметы подушечками большого и указательного пальцев.

Просмотр 2 сообщений - с 1 по 2 (из 2 всего)

Для ответа в этой теме необходимо авторизоваться.